Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние характера на поведение человека

Психология
Как хочется идти по жизни легко, играючи, через преграды перелетать, а не ломиться, воспарять, порхать, встречать улыбки и срывать аплодисменты. Но превратиться в легкого человека удается не всем. И знаешь, почему? Потому что это очень трудно - стать легкой. Тяжелым человеком быть куда проще. Влияние характера на поведение человека – тема статьи.
2 70925

Кого мы называем легким человеком

Того, кто не «грузит» нас своими неприятностями, не решает свои проблемы за наш счет и не самоутверждается, доказывая, что мы - тупые. Это его главная особенность. А еще нам кажется, что легкому человеку само в руки идет то, над чем мы безуспешно бьемся и чего жаждем - выгодные заказы, мужское восхищение, женская дружба, квартира в центре, дом у моря, воспитанные дети и шелковая свекровь. И мы восхищаемся этой его чертой или завидуем ему, не зная, чем и как он за эту легкость платит. С ним легко общаться, потому что мы не слышим от него жалоб на судьбу. Легкий человек не срывает на нас свое плохое настроение, не навешивает на нас свои горести, не выворачивает перед нами темные изнанки души и не шокирует тяжкой, как в романах Достоевского, откровенностью. «Легкость» легкого человека отчасти призрачна - у него есть взгляды и принципы, просто он свою точку зрения никому не навязывает и не мешает другим жить так, как они считают нужным. Легкий человек бывает очень упрямым - но только в исключительных случаях. Бывает остроумным и даже ироничным. Но ирония легкого человека никого не принижает - она касается его самого и тех черт окружающих, которые они могут без труда исправить. Пример легкого человека - Ксения Собчак. Многие утверждают, что она обязана своими быстрыми успехами старым связям - ее папа был мэром Санкт-Петербурга. На самом деле карьера Собчак кажется такой легкой потому, что она не давит на окружающих рассказами о жуткой сложности и ответственности своего «эпохального труда». Она окончила самый престижный вуз в России - МГИМО, стала одной из лучших ведущих на телевидении и на радио, берет великолепные интервью для GQ, пишет статьи и книги, анализирует наряды в журнале «Секс и город». И все это делает играючи и как бы между прочим. Да, она обожает эпатировать публику. Но кто сказал, что легкий человек обязан быть эталоном общественной морали? Никто! Ксения охотно подшучивает над собой и сравнивает себя с пикантным «блюдом из лягушачьих лапок», которое не каждому понравится. Она высмеивает безвкусные наряды и забавные манеры представителей российского бомонда. Что ж, платье к коже не прирастает, туалеты можно сменить, манеры тоже поправимы. Но лично я не уличила ее в некорректной иронии над чьими-то несчастьями или над теми чертами, которые нам неподвластны - национальность, дефицит таланта. Классическое подтверждение легкости Ксении - у нее много подруг и добрых приятельниц. Она с ними не просто дружит, она вместе с ними интервью берет и книги пишет! А это о такой легкости нрава говорит, которая впору ангелу. Мужиков можно взять флиртом и сексуальностью. Другую женщину сексуальностью к себе не привяжешь, она отзывается на терпимость и великодушие. Непростая шоу-звезда Тина Канделаки говорит, что «дружить с Ксенией легко» - она хорошо общается и много помогает. С Ксенией отлично ладят работодатели и коллеги. Когда-то между нею и ее мамой пробежала здоровенная черная кошка. Но Ксения о ней на публике ничего не рассказывала. Коллизиями своих романов делилась легко, зная, как нам интересны детали чужой любви. А про домашние конфликты умалчивала - тяжкая это откровенность, мешающая другим.

Почему легкому человеку легко живется

Он приятен окружающим и его охотно зовут в гости, приглашают на работу и в совместные путешествия. Легкость позволяет ему быстро менять свою тактику в зависимости от ситуации и добиваться успеха. Предположим, ты никогда ни у кого ничего не просила, так как нужды не было, а потребовалось сохранить место работы на время декретного отпуска - просишь слезно и настойчиво, и ничего в тебе не ломается и не рушится. Считала себя женщиной независимой, никогда не брала утюг в руки, не ставила сковородку на плиту, а теперь влюбилась и хочешь делать приятное любимому. Ты не лезешь в бутылку и не паришься - «как это я, такая возвышенная и образованная, стала зависимая, униженная, с утюгом и на кухне». Ты понимаешь, что все эти состояния преходящи. Так чего париться? Влюбленность сменится прочной любовью, и тогда в квартире домработница появится. Или развеется, и тогда мужчина уйдет - и брюки тоже унесет. И как все легкие люди ты не цепляешься за отжившее - пусть уходит. Будет другое. Ты не сражаешься с жизнью - она тебя несет в своем потоке.           

Кто такой тяжелый человек

Тяжелый человек на нас давит, с ним физически тяжело. От него даже голова болит, так как он отягчает своими нерешенными проблемами, негативным видением мира и чувствами. Он всегда подчеркивает, какой дорогой ценой ему даются успехи. Он самоутверждается и упражняется в остроумии за счет других безо всякой чуткости и снисходительности. Иногда рубит правду-матку так злобно, что на присутствующих живого места не остается. Он всегда упрям и настаивает на своем даже в мелочах. Общаться с ним - все равно, что вагоны разгружать. Хочется от него сбежать и никогда больше не встречать. И притом тяжелый человек бывает талантлив, умен, щедр и высокоморален. Критики и зрители до сих пор восхищаются актрисой Фаиной Раневской, сокрушаются, как мало она сыграла хороших ролей, жалеют ее за невезение в личной жизни и классическую несчастную старость - без стакана воды, который ей никто не подал. Винят в неустроенности Раневской чересчур острый ум. Но все беды Раневской не от острого ума, а от тяжелого-претяжелого, как пудовая гиря, характера. Раневская крепко дружила с красавицей и кинозвездой Любовью Орловой, одалживала той деньги и обедала в ее доме. И во всеуслышание говорила: «Орлова - превосходная актриса. Одно у нее плохо - голос. Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустой таз». Голос у Орловой и вправду был слабым и дребезжащим. Но его уже не перековать, так зачем, же бить подругу по больному - ради красного словца или из зависти? Любовь Орлова Раневскую уважала за талант и надежность и такое отношение к себе терпела, но другие знакомые от Раневской шарахались. Вряд ли режиссер даст актрисе прекрасную роль, если в ответ на его замечание: «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!» она заявляет: «То-то у меня чувство, что я наелась дерьма». Так Раневская говорила с великим русским режиссером Завадским. Она не считала нужным ради него усмирять свой строптивый характер и не снисходила до объяснений. Доведенный до ручки режиссер кричал: «Вон из театра!» Она отвечала: «Вон из искусства!» Они всегда мирились: великий режиссер и большая актриса понимали, что им не жить друг без друга. Но осадок - оставался. И если Завадский мог не дать роль Раневской, то и не давал, чтобы не быть ею высмеянным, многократно обруганным и посланным. Прекрасный драматург Виктор Розов, автор знаменитой пьесы «Вечно живые», при Раневской как-то раз похвалился: «У моей последней пьесы был такой успех! Перед кассами происходила настоящая битва!» Раневская ехидно поинтересовалась: «И как, людям удалось получить деньги назад?» И притом она была простодушна, непосредственна и откровенна как дитя. И ничем особенным свою грубость в чужой адрес не считала. У меня есть подруга, чем-то похожая на Раневскую. Я знаю, если мне понадобится помощь, она в два ночи прискачет ко мне. Но перед тем как встретиться с нею в кафе для дружеского общения, надо сосредоточиться, собраться с силами и укрепить броню против ее колкостей и вечного недовольства миром и человеческой глупостью.

Откуда берутся легкие и тяжелые люди

Ими не рождаются, а становятся. Как утверждает психология, мы появляемся на свет вообще без характера. При рождении есть только темперамент - буйный, как у холерика, или спокойно-печальный, как у меланхолика, быстрый и ловкий, как у сангвиника, или замедленный, как у флегматика. Нам достаются способности и наклонности - например, любоваться небом и изучать новое или воспитывать и поучать. И все. А характером мы обзаводимся в течение жизни. Ведь характер - это наше отношение к себе и к окружающим плюс наши привычки. Основу закладывают мама и папа, пока ребенку не исполнится лет восемь. Потом на него влияют школа и родственники. Некоторым из нас от родителей достается отличный потенциал: уверенный в себе и любимый ребенок расположен к окружающим, не притесняет других, не навязывает никому свое мнение и поступает сам, как считает нужным. А некоторые воспитываются в подозрительности к миру и в пренебрежении к обществу. В любом случае лет в пятнадцать-шестнадцать другие люди уже перестают нас формировать. И мы полностью освобождаемся от чужого влияния. Тут принято восклицать: «Что выросло - то выросло!» И всю оставшуюся жизнь, если что не так, жаловаться на родителей и школу: недовоспитали и недоучили. Но на самом деле это - удобная полуправда. На сложившийся к двадцати годам характер практически не влияют окружающие - родители, муж, друзья. Мама взрослой дочери при всем своем желании не привьет ей общительность. Муж не сделает ее чуткой, подруги - инициативной. Свой нрав способна изменить только она сама под влиянием собственных размышлений о себе и о жизни. Нам дано сделать свой характер легким или тяжелым. Выбор за нами.

Чтобы взлететь, надо меньше весить

Бывает такой момент в жизни, когда мы стоим на распутье перед препятствием. Как поступить, чтобы его преодолеть: стать легче и воспарить над ним - или утяжелиться и пробить в нем брешь? Чтобы воспарить, надо выбросить балласт. И это путь очень болезненный. Приходится отказываться от множества милых сердцу привычек: «Я часто опаздываю», «Пью только фруктовый чай», «Встаю в десять утра». А какая чертова туча принципов попадет в категорию балласта: «Я всегда говорю правду», «Я отстаиваю справедливость», «Любовь всегда права!». Заодно ты выбрасываешь дорогие сердцу домашние традиции: «Мы всегда отмечали Новый год в кругу семьи» или «Большая семья - большая сила». Ты придирчиво рассматриваешь своих внутренних монстров - например, желание внушать страх окружающим и получать от этого удовольствие. И думаешь, то ли этого монстра в сундук спрятать, чтобы никого не пугать, то ли шею ему свернуть. Первое трудно, второе - почти невозможно. Наконец ты выкинула все лишнее, готова обзаводиться новыми привычками и воспринимать чужие принципы, способна смотреть на жизнь с разных точек зрения, больше никого не пугаешь своими недостатками и странностями. И, подобно ангелу, воспаряешь над миром и видишь: не надо тебе ничего доказывать шефу на этой работе - пора искать новую, и нечего обижаться на подругу - пора простить ее за случайную ошибку. И вот ты в новом офисе, где тебя высоко ценят, а прощенная подруга рыдает на твоем плече и клянется тебе в вечной дружбе. За легкость приходится платить тем, что ты сама себя грызешь и регулярно перестраиваешь. Порой тебе ужасно жаль всего, с чем ты рассталась. Даже если это дурная привычка курить за чашкой кофе. А временами, отказавшись от чересчур многого, чувствуешь себя опустошенной и доходишь до состояния полного дзена, когда кажется, что ничто не имеет значения. И тогда надо с кем-то поругаться, чтобы срочно утяжелиться. Твои отрицательные качества, запертые в символическом сундуке, в уголке сознания, периодически требуют выхода, и приходится крепко держать крышку, чтобы они не вырвались, тратить на это свои силы и нервы, отчего временами возникает грусть и апатия. И тогда приходится выпускать своего «монстрика» на волю, чтобы не взорваться от напряжения. Поэтому одна из самых легких женщин, которую я только видела в жизни, всеобщая любимица и настоящая фея, иногда позволяет себе вспышки такой мизантропии, что от ее речей пылают уши у всех слушателей. Правда, она выбирает в свидетели вспышек только тех, кому доверяет и кто достаточно силен, чтобы выдержать ее ярость и не разочароваться в ней. Слабым, робким и романтичным от нее не достается никогда.

Самая большая проблема тяжелого человека

Он мало кому симпатичен. И на него постоянно нападают другие люди. Легкий человек над ними пролетел и никого - если нарочно не захотел - не задел, а тяжелому приходится через них буквально переезжать. Понятно, что люди возмущаются, сопротивляются, ставят палки в колеса, интригуют. И тяжелый человек постоянно с кем-то сражается или от кого-то защищается. Иногда тяжелый человек демонстрирует окружающим тяжесть и странности своего характера: «Я - злой и резкий» - из своеобразной гордости: «Не поступлюсь ради вас своей индивидуальностью» - и втайне рассчитывает, что его монстров полюбят вместе с ним. Но нам чужие монстры, как правило, несимпатичны. У нас своих хватает. И мы тяжелых людей избегаем.

Женщина как шампанское - кипит, но не греется

Нет однозначного ответа, каким человеком быть лучше. Наверное, для женщины все-таки требуется побольше легкости. Лично мне кажется, что тяжелый характер вполне допустим для мужчины и неудобен для женщины. Тяжелый нравом парень, занудливо-пессимистично-прилипучий - или мрачно-цинично-остроумный, вроде доктора Хауса, может быть на работе успешен, и уважаем, друзьями - ценим. Попадется ему женщина, которая подстроится под него, - и будет он счастлив в семейной жизни. А насчет всеобщей любви - мужчина не очень-то в ней заинтересован. А в женщине должна быть легкость, искрометность: пришла, всех воодушевила, зажгла, осветила - и упорхнула. И вдохновленные ею подчиненные со светлыми лицами работают весь день. Легкая женщина готова вести за собой сторонников, друзей и родню за руку, пританцовывая, уговаривая и подбадривая. Мужчины таких женщин любят, приятельницы к ним тянутся. А для нас так важно - чтобы любили... Такие уж мы есть в своем большинстве. Тяжелый характер женщины - серьезное препятствие для брака. И никакая красота его не компенсирует, потому что мужчины под женщин не подстраиваются. Они нас терпят - до определенной грани. А потом - все, развод или уход. Наоми Кэмпбелл - красавица пантера - никому до сих пор была не нужна, так как характер у нее тяжелый и неуравновешенный: в прислугу мобильником швырнула, папарацци сумкой побила, за утерянный багаж пыталась глаза сотруднику аэропорта выцарапать. Ни разу замужем не побывала, хоть уже пятый десяток разменяла, и не потому что не хочет - просто никто ее не берет. Разве только московский миллионер Доронин с нею все-таки сочетается - и поселит ее в отдельном доме, чтобы пореже сталкиваться. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера