Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каково значение привычки в жизни ребенка?

Психология и развитие
Заметив у ребенка плохую привычку, родители сразу же стараются ее исправить. Делают замечания, объясняют и прося! Больше такого не повторять. Увы, помогает не всегда. Часто то, что мы считаем плохой привычкой, на самом деле является навязчивостью. А от этого нарушения так просто не избавиться. Каково значение привычки в жизни ребенка и как это отражается на самом малыше?
0 9656

«Прекрати грызть воротник. Люди уже смотрят. Хочешь, чтобы над тобой все смеялись или специально делаешь, чтобы меня позлить?» - в который раз отчитывает мама пятилетнего Славу. «Не хочу, - мотает головой тот, - и не специально, я вообще его не трогаю, он сам как-то мне в рот попадает». Маму ответ раздражает еще больше, но... сын прав. Все действительно происходит помимо его воли. Это и есть главное отличие навязчивости от плохой привычки. Если ребенок не убирает свои игрушки или, наоборот, любит, чтобы все всегда было сложено по ящикам, - это привычка (когда человек может сделать иначе, но предпочитает именно так). А если грызет ногти, наматывает волосы, скрипит или стучит зубами, ковыряет кожу на руках или ногах, закусывает губу, причем делает все это многократно - это навязчивость. Он адекватно относится к замечаниям и даже сам понимает, что так делать не нужно, но все равно делает и не контролирует тот момент, когда начинает. Навязчивые действия (компульсии) могут быть очень разнообразны. Пятилетняя Лена не могла удержаться, если видела рядом какое-то растение: обязательно возьмет листочек, положит в карман и там, не вынимая руки, порвет его на мелкие-мелкие части. Запреты, убеждения в том, что растения надо любить и беречь, не действовали. Тогда бабушка решила сменить тактик и, увидев в очередной раз мелкие зеленые останки, с ужасом воскликнула: «Ты что - сорвала этот цветок? Но он же ядовитый, и теперь ты можешь заболеть! Многие растения опасны для здоровья!». Метод подействовал - Лена испугалась и даже заплакала. Цветы она рвать перестала, зато начала ковыряться в носу. Особый случай навязчивостей - нервные тики. Они бывают моторные - связанные с непроизвольным сокращением мышц лица, конечностей (моргание, подергивание щеки, вздрагивание, пожимание плечами) и вокальные (покашливание, сопение, шмыганье). Тики практически исчезают, если ребенок занят какой-то интересной, увлекающей его деятельностью, и возобновляются, когда ребенку становится скучно или в момент неприятных переживаний. Этим тики отличаются от судорожных сокращений мышц при неврологических заболеваниях.

С чего все началось?

Обычно родители не могут ответить на этот вопрос. Никаких заметных стрессов. Были семейные проблемы - также целый год прошел. Но и события давние и вроде бы благополучно пережитые могут стать причиной навязчивостей. У детей часто нет возможности отреагировать на стресс, взрослые склонны думать: «Маленький еще, ничего не понимает.  И не особо заботятся о том, чтобы восстановить душевное равновесие. «У нас был очень тяжелый развод. Ему предшествовали измены, ссоры, уход из дома и даже рукоприкладство. И мы решили: пусть дочь поживет у бабушки, пока мы разберемся. Она уехала на полгода. С тех пор у меня ощущение, что у нее в горле что-то застряло, она часто издает такой звук, как будто давится. Обследование показало, что все в порядке, но эти звуки продолжаются». Дети очень чувствительны к эмоциям взрослых и к тому, что происходит в семье. Даже если родители не ссорятся вообще («Уснут, тогда поговорим»), дети все равно чувствуют, что что-то не так. Тревога маленького ребенка в этом случае ни с чем несравнима. Для него мир рушится, когда он ощущает негативные изменения. Конечно, если в это время взять его на руки, приласкать, поговорить и убедить, что все будет хорошо, то стресс пережить будет не так сложно. Но ведь именно в это время взрослым бывает совсем не до детей. И тогда у ребенка могут появиться тики - как подсознательное желание обратить на себя внимание и потребность высказаться. Они могут благополучно пройти, как только обстановка нормализуется, но могут остаться и на много лет. «Запустить» навязчивости могут не только события в семье. Слишком строгая воспитательница в детском саду, долгая болезнь, травма, ситуации, вызвавшие страх на улице, во время больших скоплений людей на развлекательных мероприятиях. «В детстве я застрял в лифте. Помню, страшно испугался - тем более что мама не разрешала одному заходить в лифт. Какое-то время стоял оцепенев, потом стал давить на все кнопки, потом - прыгать. В этот самый момент лифт поехал. И еще долгое время, если что-то у меня вызывало страх и в сложных ситуациях, я тихонько подпрыгивал или вставал на цыпочки, даже в школе. Я понимал, что это глупость, но не мог отвыкнуть. Пока не прыгну - не успокоюсь». Такие навязчивости - в виде ритуалов - обычно возникают позже, примерно с 6 лет. От тиков они отличаются большей «сознательностью», обоснованием. Но и те и другие имеют одну причину - внутреннюю тревогу, напряжение.

Дополнительные проблемы

Как правило, навязчивыми действиями проблема не ограничивается. Родители замечают и другие нежелательные проявления. Например, проблемы со сном. Ребенок подолгу не может уснуть, просыпается среди ночи, может встать очень рано, а потом весь день чувствует себя вялым. А с ним и вся семья - ведь сон малыша становится всеобщей проблемой. Другая проблема детей с навязчивостями - изменчивое настроение. Капризы без повода, раздражительность, плаксивость у таких детей бывают очень часто и тоже обращают на себя внимание родителей и педагогов. Кроме того, страхи и вообще пугливость. Ребенок очень насторожен по отношению к миру вообще, как бы ждет плохого, у него нет присущей детям беспечности. Внешне дети с навязчивостями могут выглядеть вполне здоровыми, однако они склонны к головокружениям, плохо переносят транспорт, духоту, утомляются и от однообразных занятий, и от ярких зрелищ. Часто они впечатлительны и имеют живое воображение.

Группа риска

Большинство детей живут в приблизительно равных условиях. Все слышат одну и ту же информацию, все переживают не только хорошие периоды в жизни своих родителей. Но навязчивости возникают не у всех. Более того, даже пережив один и тот же стресс, находясь в одной травмирующей ситуации, дети будут реагировать своеобразно: один забудет через месяц, а для другого появится постоянный источник тревоги и навязчивые действия в поведении. Что на это влияет? Во-первых, особенности темперамента и характера. Ребенок со слабым типом нервной системы имеет более низкий порог чувствительности - например, на него больше действуют шумы, яркий свет, громкие голоса. Такие дети и в дальнейшем бывают более уязвимы. Во-вторых, большое значение имеет наследственность. Почти всегда хотя бы один родитель может вспомнить, что сам в детстве испытывал что-то подобное, страдал навязчивостями. Мы ведь, так или иначе, наследуем особенности нервной системы родителей. Но родители неосознанно могут передавать детям свои страхи. Например, мама, испытывая тревогу в замкнутых помещениях, неосознанно крепче сжимает руку малыша, когда входит в лифт. Она потирает одну руку другой (тоже неосознанно), напряженно смотрит на двери кабины, пока те не откроются. Ей не нужно говорить, что она боится - в любом возрасте кроха очень быстро поймет это без слов. Третий фактор развития навязчивостей - особенности воспитания и вообще семейная ситуация. Причем в группе риска как те, кто испытывает недостаток внимания (гипоопеку), так и те, кому родители буквально не дают вздохнуть самостоятельно. Прохладная атмосфера семьи, где внимание вроде бы есть, но искренних теплых чувств все же не хватает, тоже бывает опасна. «Да мы на него и голоса-то не повышаем, какие могут быть стрессы», - говорят родители, не подозревая, что именно это, возможно, и есть самый большой стресс. Чтобы чувствовать себя любимыми, нам нужно видеть непосредственный интерес. Формальное внимание тревожит, рождает ощущение вынужденности, отсутствия любви. И, наконец, последний фактор (по порядку, но не по значению) - негативные события. Даже сильный по тип нервной системы ребенок может получить травм в результате значительного стресса.

Оказать помощь

Часто родители непосредственно само навязчивое действие считают проблемой и с ним борются. И это - большая ошибка. Необходимо подумать о состоянии ребенка в целом, исключить провоцирующие факторы, нормализовать его жизнь. Хотя начать работу стоит с посещения невролога: иногда навязчивые действия могут быть признаком заболевания, определить это сможет только врач. Ваша раздражительность, негативное отношение проблему только усугубят. «Да сколько можно! Сил смотреть на это нет!» - сдерживайтесь, если хочется сказать что-то подобное, а если уж и правда чувствуете, что раздражаетесь, выйдите из комнаты и не смотрите (не слушайте). Если же ребенок в таком возрасте, что и сам может критически отнестись к своему поведению, то не стоит этим пользоваться (стыдить, убеждать, что «люди смотрят»). Наоборот - убедите, что в этом нет ничего страшного, что у людей бывают самые разные проблемы. Это не усилит проявления навязчивых действий, а, наоборот, снизит. Ведь иногда к навязчивостям (в большей степени это касается тиков) присоединяется страх ожидания («Как бы мне не начать делать это в детском саду, на улице»), что тревожит и вызывает новую волну тиков. Образуется замкнутый круг. Непременное условие излечения - общение с ребенком. Уделяйте ему внимание любыми способами: занимайтесь вместе играми, вовлекайте в домашние дела, рисуйте, читайте, играйте на улице в догонялки, просто сидите рядом обнявшись, когда смотрите телевизор. Это так просто, но часто именно такая психотерапия оказывается самой эффективной.

Имейте в виду, что мальчики бывают более тревожными и чаще страдают навязчивостями (примерно в 3 раза), чем девочки, хотя может показаться, что все совсем наоборот. Просто девочки чаще высказывают свои тревоги, страхи, чаще плачут, а мальчики с детства бывают более скрытными. Так что мальчикам все эти «нежности» нужны не меньше - убедить покончить с тиками силой воли («Ты же мужчина!») все равно не получится. Полезны и специальные занятия. Например, совместное рисование с родителями, с другими детьми будет способствовать развитию коммуникативных навыков, снижению страха в общении. Или сочинение сказок, когда ребенок продолжает начатый вами рассказ, выражая в нем свои мысли. Если сказка получается очень мрачной, вы рассказываете ему свой вариант, где, разумеется, все закончилось благополучно. Хорошо помогает спорт и вообще двигательная активность в любом виде. Даже если вы просто играете в снежки или устраиваете бои подушками, это очень положительно сказывается на эмоциональном состоянии - помогает сбросить напряжение, повышает уверенность в себе. «Настоящий» спорт - плавание, легкая атлетика, фигурное катание и так далее - воспринимается детьми по-разному (зависит и от тренера, и от степени нагрузок), так что выбирать стоит строго индивидуально. И, конечно, главное - семейная атмосфера. Чем больше в доме радости, положительных эмоций, поддержки и живого человеческого участия друг к другу, тем более вероятно, что ребенок будет здоров и устойчив психически.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера