Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Врожденные стволово-спинальные и тонические безусловные рефлексы

Здоровье ребенка
Молодые родители порой боятся, и прикоснуться к новорожденному лишний раз — таким беззащитным он кажется. Но это не так: мудрая природа наделила его целым, набором защитных средств — врожденными рефлексами. С их помощью маленький человечек адаптируется к новому миру, но рефлексы способны и на большее, если их стимулировать! В частности ускорить развитие ребенка. Все о рефлексах новорожденных мы сегодня и расскажем. Врожденные стволово-спинальные и тонические безусловные рефлексы – что это и как они происходят?
1 20996

Важные помощники

Врожденные рефлексы представляют собой непроизвольную реакцию ребенка на внешний раздражитель. Современная неонатология рассматривает их как своего рода временное «оснащение» для начального периода жизни крохи: ведь, несмотря на то, что многие системы организма еще находятся в процессе созревания, ребенок должен уметь управлять жизненно важными функциями, например, дыханием, процессом приема пищи. Кроме того, наличие примитивных рефлексов в полном объеме свидетельствует о нормальном развитии и функциональной зрелости ЦНС. Поэтому первый тест на рефлексы малыш проходит вскоре после рождения.

Выделяют такие типы рефлексов:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и другие): сосательный, дыхательный и так далее;
  • защитные (зажмуривание при ярком свете, закрывание глаз при прикосновении к ним);
  • ориентировочные (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);
  • атавистические (архаические, доставшиеся по наследству от предков), которые постепенно угасают: хватательный рефлекс, автоматическая ходьба, спонтанное ползание и другие.

Сегодня известно более пятнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа придумала их так много, ученые затрудняются ответить, однако очевидно — все они необходимы на определенном этапе развития ребенка. Некоторые рефлексы сохраняются в течение всей жизни (например, дыхательный), но большинство в норме исчезает по мере созревания головного мозга (в течение первых четырех-пяти месяцев жизни). Их место занимают более сложные реакции и условно-рефлекторные поведенческие комплексы, работу которых «курирует» кора головного мозга (а не подкорковые структуры и средний мозг, как в случае безусловных рефлексов). Развивая ребенка физически, мы закладываем фундамент высокого интеллекта — у детей эти вещи тесно взаимосвязаны! Американские ученые провели эксперимент с обучением новорожденных ходьбе — с опорой на врожденный «шаговый» рефлекс: перед кормлением мама ставила кроху на стол, чтобы он переставлял ножки. По итогам исследования, все «спортсмены» начали самостоятельно ходить уже в семь-восемь месяцев, и были гораздо сообразительнее других малышей.

Проверка!

Конечно, в полной мере оценить комплекс «первичных» помощников малыша может только специалист-неонатолог, однако и родителям будет полезно больше узнать о рефлексах. Дело в том, что заложенная генетически программа моторного развития ребенка в первый год жизни достаточно консервативна, и именно регулярная проверка рефлексов и оценка динамики их развития позволяет определить, нет ли нарушений со стороны ЦНС. К тому же проверять «умения» крохи так интересно! Итак, проводим «рефлекторный тест»: Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля) — ребенок поворачивает головку в ответ на прикосновение к щеке, а при поглаживании кожи в уголке рта — опускает нижнюю губу и отклоняет язычок в сторону раздражителя (ищет грудь матери). Этот рефлекс — необходимая часть инстинкта поиска пищи, и особенно он хорошо выражен перед кормлением. Угасает примерно в 6-7 недель, исчезая полностью к концу первого года. Сосательный рефлекс — проявляется в активных сосательных движениях, стоит только вложить в ротик палец или соску. «Действует» в течение первого года. Хоботковый рефлекс — при легком постукивании пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. До двух-трех месяцев. Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) — при надавливании большим пальцем на ладонь ребенка (в области возвышения большого пальца) происходит открывание рта и поворот головки. Исчезает к трем-четырем месяцам. Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона) — при прикосновении к ладони ребенок автоматически захватывает и удерживает «это». Причем очень крепко: например, он может, ухватившись руками за пальцы взрослого, висеть, удерживая вес своего тела! Постепенно ослабевает к трем-четырем месяцам. Защитный рефлекс — в положении на животе ребенок приподнимает голову и поворачивает ее на бок, чтобы не задохнуться (при гипертонусе головка закидывается назад, что иногда ошибочно оценивается как умение ее держать). До двух месяцев.

Рефлекс Бабинского (подошвенный) — при проведении пальцем по наружному краю стопы пальчики ноги веерообразно расходятся в разные стороны (а надавливание пальцем на подушечку стопы вызывает сгибание пальчиков). До четырех-пяти месяцев. Рефлекс Моро — возникает при громком звуке, внезапном прикосновении: сначала малыш откидывается назад, отводит ручки в стороны и разгибает пальцы, затем — будто обнимает себя. Рекомендуется проводить его только с диагностической целью, чтобы не пугать кроху лишний раз. Ослабевает к четырем-пяти месяцам. Рефлекс опоры — если поднять ребенка, взяв его под мышки (головку надо поддерживать указательными пальцами), он сгибает ножки в суставах. При наличии опоры — упирается на нее полной стопой и «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Выражен до полутора месяцев. Рефлекс автоматической ходьбы — продолжение рефлекса опоры. В вертикальном положении (ребенка держат под мышки) кроха упирается ножками в столик, а если наклонить его немного вперед — «идет» (возникают шаговые движения). Физиологичен до полутора месяцев. Рефлекс ползания (Бауэра) — в положении на животике малыш приподнимает голову и ползет, если приставить ладонь к его ступням (отталкиваясь от опоры). До четырех месяцев. Рефлекс Таланта — при проведении пальцем по туловищу от плеча к ягодицам малыш выгибается дугой в сторону раздражителя. До трех-четырех месяцев. Рефлекс Переса — если провести пальцем по позвоночнику от копчика к шее, малыш выгнется, приподнимет голову и закричит. До трех-четырех месяцев. Плавательный рефлекс — ребенок совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. До трех-четырех месяцев. Рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути (а в дальнейшем эту уникальную способность новорожденного используют методики обучения грудничковому плаванию). Угасает после третьего месяца.

Есть стимул!

Стоит ли развивать врожденные рефлексы? Мнения специалистов по этому поводу разделились: одни считают — это липшее (они ведь все равно угаснут), другие уверены — стоит!

Потому что: 

  • стимуляция безусловных рефлексов способствует их «перерастанию» в устойчивые моторные навыки (опоры, подтягивания, ползания, плавания);
  • ребенок растет физически крепким, ловким, гибким. Кроме того, подобные занятия всегда предполагают активный контакт малыша с родителями, расширяют его двигательную активность и возможности общения с окружающей средой.

На заметку

В норме рефлексы здорового малыша симметричны («ответ» одинаков как справа, так и слева). Угнетение рефлексов может быть связано с нарушением мышечного тонуса или со сбоями в работе нервной системы. Рефлексы имеют диагностическое значение только в совокупности с другими симптомами (изменение какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений — не повод паниковать).

Гимнастика для развития рефлексов

Эти упражнения стимулируют хватательный и «шаговый» рефлексы. Основоположники одной из методик раннего развития Борис и Елена Никитины считали, что такой программы-минимум будет достаточно: развивая рефлексы, ребенок проходит обучение «по первому кругу», а не учится всему «заново», что дается труднее. Просуньте в сжатые кулачки новорожденного указательные пальцы и попробуйте таким образом приподнять его над кроваткой или «поставить» на ножки. Установите в кроватке перекладину и покажите, как за нее можно браться. Подтягиваясь, малыш укрепит мышцы рук и спины, раньше станет садиться и вставать. Поставьте кроху на ножки и предложите ему немного «походить». Хочется большего? Под руководством опытного инструктора попробуйте грудничковое плавание (оно развивает  «водные» рефлексы) или упражнения из динамической гимнастики (предварительно проконсультировавшись с педиатром). Эта методика уходит корнями в глубокое прошлое: на Руси детей часто брали под мышки, подбрасывали, крутили вокруг себя. Важный плюс динамики — удовлетворение двигательных потребностей ребенка в период, когда самостоятельное передвижение ему еще недоступно.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера