Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

10.10.2010

Что делать, если ребенку неинтересны сверстники?


Время не в меру развитых детей – вот как можно охарактеризовать ситуацию с ребенком, который в пять лет научился читать, а в десять постигает азы высшей математики. Конечно, этот пример несколько утрирован, но с его помощью легче понять, почему порой ребенку неинтересны сверстники и что с этим делать.

Ребенок без особого удовольствия ходит в детский, а потом – в школу. Он тихонько играет сам с собой в паззлы или рисует в альбоме. Он много знает и много умеет, но хорошо ли это? Как он сможет находить что-то общее с другими детьми, дружить, общаться и кем вырастет в результате отсутствия такого важного интереса к другим людям?
0 43135
На первый взгляд, все замечательно – чадо уверенно опережает средние способности своего возраста. Но детские игры – особенные, и если ребенку неинтересны сверстники, с этим надо что-то делать.

Именно так начинается конфликт родителей и воспитателей садика, учителей в школе. Для своих родных сын или дочь – самые замечательные на свете, но вот почему-то не играют они со сверстниками!

Что происходит?

Мамы и бабушки умиляются рано повзрослевшему чаду, а на самом деле его пора спасать. Понимание, что делать, если ребенку неинтересны сверстники, возможно только в том случае, если родственники прислушаются к мнению психологов. А оно однозначно говорит о том, что с 5-летнего возраста ребенок проходит так называемую социализацию – адаптацию к коллективу.

Для родных он – самый лучший, а в садике с ним не хотят играть... И вот ребенок замыкается в своем мире, в котором нет места для сверстников. При этом для него очень важно быть с другими и уметь играть. А это напрямую связано с умением соблюдать правила, и отстаивать свое мнение, если установленные правила нарушает кто-то другой.

Со взрослыми разговор короток. Либо они поучают, и приходится волей-неволей слушаться, либо можно «надавить на жалость», побыть маленьким, которому все можно. И сколько бы ни тешили себя взрослые приятной иллюзией по поводу разговора «на равных», так их чадо общается только с другими детьми.

С ними приходится не только общаться, учиться договариваться и познавать социальные роли, аргументировать свои мысли и убеждения. Именно в компании сверстников ребенок познает себя и то, как быть собой среди других, равных по статусу, детишек. Он узнает о неравенстве, и со временем учится «давать сдачи», сдерживать обиду. Быть благородным или действовать вопреки указаниям «взрослых и мудрых». То есть, обретает самые необходимые для полноценного включения в общества навыки.

Мир взрослых – не для детей!

Когда ребенок неотлучно находится при родителях, рано или поздно он начинает всматриваться только в них, и переносить на себя некоторые их реакции. Например: «маме нравится, когда я старательно собираю пазлы» преобразуется в «мне нравится собирать паззлы». Ребенку неоткуда черпать информацию о том, какой он, кроме заинтересованных в самых высоких оценках людей – от родителей.

Да, несомненно, при постоянном воспитании ребенок развивается интеллектуально. Он обогащает свой лексикон новыми словечками, но это развитие однобоко. Возрастные изменения в большую сторону имеются в отношении интеллектуальных навыков, и, возможно, физических. А вот эмоциональное взросление, волевое, развитие коммуникативных навыков наоборот идет медленней и нередко отстает у «умного чадушки».

Но именно в этом заключается гармонизирующее влияние даже детских конфликтов. Эмоционально ребенок более стоек к проблемам, внимательнее к правилам, даже если не осознает их. Он способен не только переживать собственные эмоции, но и сопереживать чужим. Радоваться за друга, горевать вместе с ним – все это основа гармоничного ребенка. И сделать это с уже позврослевшим, сформировавшимся человеком сложно. Поэтому на вопрос «что делать, если ребенку неинтересны сверстники», психологи однозначно рекомендуют разбираться в причинах, которые побуждают маленького человечка «уходить в себя».

Уход от суровой реальности: причины

Трудности в попытках ввести ребенка в большой коллектив, познакомить его с «чужими» - другими детьми – различны. В первую очередь это случайные психические травмы – например, у него есть (или выдуманы «злыми» детьми) некие особенности. Так, полную девочку могут дразнить поросенком, и так далее. Естественно, следующий поход в детский садик обречен на неудачу или связан с истериками, слезами. «Виновата» застенчивость ребенка. В кругу своих он волен проявлять себя, а другие, равные, могут оценивающе отнестись к нему.

Второй вариант – эгоизм, когда ребенку трудно сопоставить свои желания и возможности среди равных – таких же детей. Эгоизм – приобретенная черта, когда дети получают максимум внимания в семье, становятся ее негласным центром. А новичкам, как правило, не доверяют, им предстоит некая «проверка» в детском саду. Поэтому в таком случае стоит помочь адаптироваться ребенку – сказками, объяснениями, интересными историями. Помогая ему адаптироваться к окружению, родители создают достойный «задел» на будущее.

Автор: Анна Митуневич

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера