Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

15.10.2010

Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками

Любой маме хочется, чтобы ее драгоценное чадо росло не только умным и здоровым, но и счастливым! Последнее возможно только в том случае, если у ребенка складываются хорошие отношения с окружающими, в первую очередь со сверстниками. Как ему помочь завоевать авторитет? Когда малыш только появляется на свет, весь мир для него — это лама. 
0 54886

Теплая, уютная. Потом мир расширяется до папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер — всех тех, с кем он общается постоянно. До поры до времени крохе комфортно в семейном коконе, но потом ему становится там тесно. Он начинает ходить в детский сад, бассейн, музыкальную школу, знакомится с новыми людьми и получает новые знания о том, как можно и как нельзя вести себя в обществе, каких норм придерживаться. На научном языке это называется социализацией — развитием личности и адаптацией к среде обитания. Как сделать этот процесс более комфортным и простым для малыша? Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками – важная тема на сегодня.

Про возраст

Для начала помогите ребенку побороть страх перед другими людьми. Ведь социализации без общения не бывает. Потребность в коммуникации у человека в крови. И не только у человека, кстати. Многие животные объединяются в стаи — так легче выжить. Поэтому ребенку хочешь, не хочешь, а придется вливаться в коллектив. Во-первых, это поможет ему стать активнее и увереннее в себе, а во-вторых, научит творчески мыслить. Ведь взрослые все время втискивают чадо в какие-то рамки: так не делай, тут не играй, там не бегай, в то время как приятели постоянно вулканируют какими-то идеями (даже если эта идея заключается в том, чтобы подбросить сестренке в постель лягушку или нарисовать на обоях корову). Однако это не значит, что ребенка нужно внедрять в детское общество так же, как учить плавать, бросая в реку, — авось выплывет. Может, и выплывет, а может, и воды нахлебается. В таком тонком деле важно учитывать особенности возрастной психологии. Малыши до двух-трех лет вряд ли обрадуются, если вы оставите их наедине с соседскими отпрысками: "Пока поиграйте тут в машинки, а мы на кухне кофе попьем". Не успеете разлить кофе по чашкам, как из детской донесутся вопли: там непременно возникнет потасовка. Малыши еще не умеют дружить: они играют рядом, но не вместе, и яркая игрушка в руках одного обязательно станет яблоком раздора.

На заметку: чтобы помочь

Чтобы помочь крохе адаптироваться, водите его на развивающие занятия (но без фанатизма: двух раз в неделю вполне достаточно), на детскую площадку. В четыре-пять лет дети начинают получать настоящее удовольствие от общения с ровесниками. И хотя малыши в таком возрасте довольно вредные: хвастаются друг перед другом, дразнятся, дерутся и вообще больше напоминают не друзей-товарищей, а злобных конкурентов, все же это здоровая конкуренция — ведь они стремятся догнать и перегнать соперника. Незнакомая обстановка, будь то гости, цирк или метро их больше не пугает, напротив, им все становится интересно. Вот почему большинство психологов убеждены, что именно к четырем годам ребенок "созревает" для детского сада. На заметку: пятилетки будут намного реже сходиться в рукопашной, если вы подкинете им пару игр, где они будут одинаково активны. В шесть-семь лет дети становятся дружелюбнее и отзывчивее. Подолгу болтают "за жизнь" (раньше они общались в основном в процессе игры), делятся друг с другом своими секретами, рассказывают о поездке к бабушке и т. д. То есть общаются почти как взрослые. И это, безусловно, помогает им лучше адаптироваться к школе. На заметку: в этом возрасте дети сбиваются в стайки и нередко дружат "против кого-то". Если изгоем стал ваш ребенок, выясните причину конфликта и помогите ему помириться с одноклассниками — сам он еще не справится.

В подростковом возрасте

ребенок без общения чахнет в прямом и переносном смысле. И хотя процесс социализации в самом разгаре, тинейджер уже довольно неплохо ориентируется в законах общества. Настолько, что позволяет себе их нарушать, ломая общепринятые традиции. Таким образом, он самоутверждается и самовыражается. На заметку: тинейджеру важно быть таким, как его друзья,— это средство приобретения авторитета. Поэтому не удивляйтесь, если ваша паинька-дочка, воспитанная на классической музыке и литературе, стала вдруг поклонницей аниме, когда весь класс этим бредит. Помните надпись на кольце царя Соломона: "И это пройдет..."?

Про детский сад

Дети нуждаются в общении не только со сверстниками,  но и со взрослыми: родственниками, друзьями родителей, врачами, воспитателями, учителями и т. д. Ведь общество разнолико, и надо уметь находить общий язык с каждым его представителем. И не беда, если кто-то из взрослых щелкнет вашего драгоценного отпрыска по носу или прочтет ему нотацию. Поэтому с точки зрения социализации детский сад — это благо. Впрочем, если вы боитесь надолго оставлять сына или дочку с чужими людьми (обычно этим грешат мамочки с гипертрофированным чувством ответственности), пусть даже с профессиональными воспитателями, свою порцию "взрослого" общения ребенок может почерпнуть с педагогами из развивающего центра, тренером по плаванию, преподавателем музыки и т. д. Главное — не держите его в изоляции. А можно просто водить ребенка в детский сад на полдня. Кстати, такой вариант, как и занятия в различных развивающих центрах и школах раннего развития, особенно показан часто болеющим, тревожным и медлительным детям (последним бывает сложно привыкнуть к детсадовской дисциплине: они не успевают убрать игрушки, поесть, одеться на прогулку, чем вызывают насмешки остальных ребятишек). На заметку: мамы с гипертрофированным чувством родительской любви могут почаще приглашать к себе домой подруг с детьми или ходить к ним в гости. Тем самым вы убьете двух зайцев: ваш любимый отпрыск останется при вас, но одновременно будет привыкать к другим людям.

Про школу

В отношении этого учебного заведения альтернативных вариантов меньше. То есть они есть: можно выбирать между частной и государственной школой или, например, образовательным учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, но суть дела от этого не меняется — "закосить" от школы, как от детского сада, вряд ли получится. Но это и не надо. Ведь общеобразовательная школа — это еще и школа выживания, где ребенок учится завоевывать авторитет, давать отпор, работать в команде. Нет этих проблем у учащихся элитных школ. "Страшно далекие от народа", они плохо представляют проблемы их менее обеспеченных сверстников, поэтому имеют больше теоретическое, нежели практическое представление о жизни. Кроме того, в некоторых элитных школах уровень знаний, увы, оставляет желать лучшего: ученикам ставят пятерки только лишь из уважения к их родителям. На заметку: если ВЫ мечетесь между школами, пытаясь уберечь ребенка от дурного влияния улицы, ТО ЭТО бессмысленно — наркотики и алкоголь сейчас, увы, можно встретить везде. Начинать надо, опять же, с семьи, объясняя ребенку (именно объясняя—спокойно, дружелюбно, убедительно), что такое хорошо, а что такое — плохо. Тогда он сам научится давать отпор наркоманам и хулиганам. И получит ценный опыт, который впоследствии очень пригодится ему во взрослой жизни.

И больше не дерись!

Конфликты со сверстниками — штука неприятная, но в чем-то полезная. Ведь ребенок учится отстаивать свои интересы. Ваша задача — научить его решать конфликты мирными способами.

■   Приучайте наследника пользоваться словами, а не кулаками. Например, нельзя бить соседа по песочнице, если тот разрушил песчаный замок, но можно сказать: "Не трогай! Тебе будет приятно, если я растопчу твой?"

■   Постарайтесь спокойно реагировать на детские разборки. Как бы вам ни хотелось наказать обидчика вашего сына, держите себя в руках. Во-первых, тот ведь и сам еще ребенок, а вы — взрослый, во-вторых, вы же не будете защищать свое чадо до самой его пенсии?

■ Если у вашего чада есть какие-то особенности внешности (курносый нос, веснушки, полнота и тому подобное), убедите его относиться к этому спокойно. Учите ребенка держать удар — не реветь в ответ на оскорбления и не бросаться сразу в бой (иначе в следующий раз его специально будут провоцировать, стараясь разозлить), а спокойно отвечать: "Да, я толстый, и мне это нравится. А вот ты — скелет ходячий, того и гляди, упадешь". Главное в этот момент — сохранять спокойствие, даже безразличие, тогда провокаторы потеряют к нему интерес.

■ Не настаивайте на том, чтобы ребенок шел против течения, демонстрируя окружающим свою индивидуальность. Дети не любят выскочек — это раздражает и озлобляет. Так что до определенного возраста маленькому человечку важно не выделяться среди остальных.

7 симптомов плохой адаптации

Ваш ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками, если он...

  • приходит из детского сада или школы замкнутым и угрюмым;
  • не вылезает из болезней;
  • много плачет без видимой причины;
  • не рассказывает, как провел свой день;
  • по утрам устраивает истерики, отказываясь идти в сад или школу;
  •  говорит, что у него нет друзей;
  • сидит дома один, никому не звонит и не гуляет с приятелями.

Разумеется, каждый пункт сам по себе еще не повод для паники. Но если все эти "симптомы" проявляются в комплексе, требуется помощь психолога.

Автор: Артем Кладько

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера