Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Часто задаваемые вопросы маленьких детей

Психология и развитие

«Мама, а откуда берутся дети?»; «А почему у этого дяди такой толстый живот?»; «А вы тетя или дядя? Почему у вас усы, если вы тетя?» Пожалуй, из всех неприятных вопросов, которые задают дети своим родителям, эти - самые невинные. И все же - как на них отвечать? Часто задаваемые вопросы маленьких детей – тематика статьи.

2 108912

Помните сказку Киплинга про любопытного слоненка? Он так замучил многочисленных родственников - и страусиху, и бегемотиху, и всех прочих - своими бесконечными вопросами, что они то и дело награждали его тумаками. Но этим дело не кончилось: побитый, но непреклонный слоненок отправился к крокодилу - выяснять, что тот ест на обед Чудом ему удалось не стать этой самой едой, и на память о сражении с крокодилом слоненку с тех пор остался вытянутый хобот…  Многие родители, думаю, ловили себя на непреодолимом желании тоже как-нибудь заткнуть своих собственных «слонят». Но мы все-таки существа более разумные, чем герои киплинговской сказки. Физических наказаний к «почемучкам» не применяем, даже если они с утра до вечера засыпают нас сотнями вопросов, среди которых попадаются ужасно неудобные, которые поставят в тупик кого угодно…

Сто тысяч «Почему?»

Главное - дышите глубже, не волнуйтесь и примите как данность, что ваш ребенок в этом смысле вовсе не уникум. Просто он дорос до забавного и незабываемого возраста - «возраста почемучек». В 3–5 лет разнообразные вопросы, в том числе и столь каверзные, сыплются из каждого, как из дырявого мешка, и это совершенно естественно. Есть дети, которые в этом возрасте задают до 400-500 вопросов в день. Неудивительно, что в этом бурном потоке попадаются и «неудобные». Дети пришли в мир, где им многое непонятно, и кто, кроме вас, объяснит, как у нас тут все устроено? Задавая вопросы,  ребенок сосредоточенно трудится над созданием собственной картины мира. В ней нет важного и второстепенного – его волнует все. Более того, повышенная любознательность и любопытство у детей, стремление всюду сунуть свой нос могут быть одними из признаков творческой одаренности. Поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы; плохо, когда он этого не делает. Так, ребенок с задержкой умственного развития запаздывает и с вопросами «Почему?». Вот в этом случае надо серьезно разобраться в причинах и даже, возможно, с помощью психолога или врача. Поэтому никогда не ругайте своего почемучку, даже если его тяга к познаниям кажется вам чрезмерной, а вопросы – неприличными. И конечно, не смейтесь над ними – ведь ваш смех может раз и навсегда отбить у него желание задавать какие бы то ни было вопросы. Во всяком случае, вам. Подумайте, ведь нас не удивляют и даже умиляют детские вопросы вроде: «Почему идет дождь?», «Зачем верблюду горб?» или «Почему я хожу в ботинках, а кошка – босиком?». На эти и многие другие детские вопросы взрослые обычно отвечают спокойно и подробно, ничего не утаивая. Но ведь малыш – существо невинное и простодушное. Для него пока нет табуированных тем, принятых во взрослом социуме. Поэтому не стоит разграничивать возникающие у него вопросы, систематизировать их по нашим собственным представлениям: на этот вопрос отвечать можно, а на этот нельзя, рановато или вообще – ну что за чушь он несет? Помните: не бывает неприличных или глупых детских вопросов, существует лишь неприличная или глупая реакция на них со стороны взрослых.

  • Вот самые неудачные ответы на подобные вопросы малыша.

«Как тебе не стыдно такое спрашивать!»

Выражая свое недовольство и гнев, вы отталкиваете ребенка и снова заставляете его искать ответы у других людей. Кроме того, он ни‑ когда не должен чувствовать себя виноватым в том, что задал тот или иной вопрос. Ведь он сделал это не нарочно, не для того, чтобы досадить вам, вогнать в краску. Он просто спросил, потому, что ему это интересно, и только. «А сейчас Сережа придет домой и будет кушать творожок…» Идея переключить внимание, на что‑то другое не нова, это традиционная техника манипуляции, хорошо известная в психологии. В каком‑то случае это может сработать, но лишь на время. Вот увидите – скоро ребенок все равно снова задаст этот или подобный «неудобный» вопрос. Либо поймет, что вопрос вам не понравился, что он ляпнул что‑то не то, а почему – непонятно, и почувствует себя без вины виноватым. Получается, что подобный «перевод стрелок» – тоже не выход. Ребенку нужна информация, и он будет прилагать максимум усилий, чтобы получить ее.

«Подрастешь – узнаешь!» Нет, услышав такой ответ, ребенок не будет ждать, когда же он вырастет. Ведь вопросы малышей всегда носят актуальный характер. Информация ребенку нужна немедленно, и он все узнает очень быстро, только уже не от вас, а от более продвинутых товарищей. А что они ему там наговорят, в каких выражениях, вам и в дурном сне не приснится. Везде кипит жизнь, и везде найдутся ее малолетние знатоки – и в детском саду, и во дворе, и даже в песочнице. Так что уж лучше взять этот труд на себя. «Спроси у мамы (папы, бабушки, дедушки)». Говоря   так, вы попросту отмахиваетесь   от ребенка.  Демонстрируете равнодушие и к тому же беспомощность. Ваш великий авторитет тает на глазах. Нет уж, раз вопрос обращен именно к вам, ответить на него должны вы и только вы.

На какие-то вопросы можно ответить более откровенно, с большей степенью     объективности, но все же доступно для детского восприятия. Как если бы вы говорили со взрослым, только гораздо проще. Еще один способ ответа на такие вопросы – встречное предложение «подумать вместе». Это отличный дипломатический ход – спросить у ребенка, что он сам думает по этому поводу. У него наверняка есть своя версия – вот и обсуди‑ те ее. Возможно, ребенок выскажет, что‑то вполне разумное и близкое к истине. Но даже если его соображения далеки от реальности, вы дадите ему возможность не про‑ сто выслушать вас, а стать вашим собеседником, порассуждать, а это очень полезное занятие. Время бесконечных вопросов, в том числе и «неудобных», пролетит очень быстро. А вы - по благоприобретенной привычке - всю жизнь будете искать ответы на жизненно важные вопросы своего выросшего ребенка, хотя он давно уже перестал их вам задавать.

Про Это

Есть один «неудобный» вопрос, который задают своим родителям абсолютно все дети. Вопрос про то, откуда они берутся. Самым замечательным образом его сформулировала одна девочка, дочка знакомых филологов: «Мама, а как издают детей?» И этой пятилетней Соне, и другим современным городским детям было бы странно излагать допотопную версию о капусте, аисте или магазине. Аистов они, может, вообще не видели, капусту наблюдали исключительно в супермаркете, а какие существуют магазины, наслышаны весьма неплохо. Так что эти варианты уже никуда не годятся. Самым популярным взрослым ответом на этот вопрос остается классическая фраза: «Дети появляются из маминого живота», но современный ребенок не таков, чтобы на этом успокаиваться. Скорее всего, он будет расспрашивать дальше. И тут уже никаких стереотипов нет. Понятно, что с трехлетним ребенком на эту тему нужно говорить иначе, чем с пятилетним, с девочкой – иначе, чем с мальчиком. Важно ответить на этот вопрос так, чтобы полученные сведения не напугали его излишней натуралистичностью, но и фигура умолчания здесь, ни к чему: в этом случае ребенок почувствует, что родители таят от него что-то постыдное, а это тоже может быть чревато психологической травмой.

Думаем вместе

Одним словом, тут как в игре – «да и нет не говорите, черный с белым не берите». Не увиливайте, не хитрите и не сердитесь. Все остальное – на ваше усмотрение. Общих советов тут нет, все дети разные, и многое зависит от вашей родительской интуиции, которая позволит вам отыскать правильные слова и точную интонацию в разговоре с малышом, не подстраиваясь под какие-либо нормы. Главное - давая ответы на щекотливые вопросы, учитывать уровень развития ребенка. То, что он понять пока не в силах, все равно пролетит мимо его сознания. Кроме того, помните: любая информация, в том числе и та, которую малыш получает от вас, состоит не только из фактов, но и из их оценки. И в данном случае важна как раз ваша оценка, именно она сформирует отношение самого ребенка к «скользким» предметам обсуждения. Попросту говоря, неважно, что значит слово, которое произнес дяденька в магазине, важно, что слово это - нехорошее. А другой дядя толстый, потому что болеет, ему и так тяжело, так что давай его пожалеем, и не будем показывать на него пальцем. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера