Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хитрые задачки на нестандартное мышление

Психология
Как стать умнее, хитрее, быстрее и креативнее? У нас есть готовый сборник упражнений для развития нестандартного мышления. Хитрые задачки на нестандартное мышление помогут вам в этом.
15 63663

Часть 1. Немного теории

Если верить словарям — а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? - слово «креативность» означает способность сознания создавать:

 а) нечто новое

б) обладающее ценностью.

Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель — но эти новинки никому не будут нужны.  Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано-роботов, а другие нет.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) - это вода, которая оставляет следы. Ямка — это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных. Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода: латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную ерунду, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой. Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2. Много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Аспект! Отсутствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой. Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, — любой школьник называл около сорока вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажною самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум десять вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник. Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ - это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя, заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками. Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Аспект 2. Сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются, 50% выдвигают идею креста, очень узкого в центральной части, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом - потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или картинкой?

Аспект 3. Бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, — это ниспровержение основ. Почему гром гремит? — Потому что тучи сталкиваются друг с другом. - А почему они сталкиваются? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка - не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» - продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 2

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы — ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет.

Упражнение 3

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с нею в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в Интернете - они называются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает—тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Аспект 4. Правополушарное мышление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов 20 века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех — и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Summus_Digitus
Интересно. А можно ли развить чувство юмора опираясь на эту статью?
Summus_Digitus 1 мая 2013 13:44 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера