Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что рекомендуется читать детям в разном возрасте и почему

Психология и развитие
Как известно, малыш, находясь ещё в животе у мамы, слышит всё, что происходит в том мире, куда ему предстоит «выбраться» совсем скоро. Понимать же человеческую речь он начнет ещё до овладения ей, причем проще всего понять, так сказать «ситуативно-бытовую речь» взрослых (например, когда кроха нечаянно касается горячего предмета, мама ему говорит - «не трогай горячую кружку!
2 36645

 Будет больно», здесь ребёнок видит всё, о чём говорит взрослый и это становится ему понятно.

Чтение помимо пополнения словарного запаса малыша, ещё и расширяет его кругозор (тут и свойство предметов, и познание растительного и животного мира, и мн.др.). Персонажи книг оказывают влияние и на формирование его поведение в будущем, ведь именно с этими персонажами ребёнок отождествляет себя и переживает в их образах все происходящее. Давайте поговорим о том, что рекомендуется читать детям в разном возрасте и почему. Выбирая книги, мультфильмы и фильмы для вашей крохи, нужно, прежде всего, обращать внимание на героев (каковы они, их стремления, поступки, как относятся к себе и окружающим, в каких отношениях персонаж с другими героями книги), особое внимание нужно уделить и оформлению книги, насколько живо, талантливо и интересно они иллюстрированы (это нужно для того, чтобы возникло сопереживание). Литература развивает образное мышление и воображение, а, следовательно, и не последнюю роль играет в умственном развитии ребёнка. Научно доказанный факт - связь речи и мышления, а чем лучше развита речь, тем логичнее и яснее мысли ребёнка.

Любовь к чтению у ребёнка нужно прививать с раннего детства. А чтобы это сделать, вы должны четко знать, что рекомендует читать детям в разном возрасте и почему. Не забывайте, это долгий и кропотливый труд - не только для мамы, но и для самого малыша, ведь воспринимать рассказ, где он не видит ситуации, которые происходят перед его глазами, для него ещё очень трудно. Поэтому есть возрастные ступени восприятия, границы которых весьма и весьма размыты, и колеблются в пределах 1,5-2,5 лет (всё это сугубо индивидуально для каждого ребёнка). Кроме того, многое зависит и от того, сколько времени вы уделяете чтению, если много - то нужно ориентироваться на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало - на верхнюю.

И так ступени:

  1. От полутора-двух лет до трёх-четырёх лет - книги для самых маленьких.
  2. От двух с половиной трёх до шести семи лет - книги и чуть посложнее.
  3. От пяти шести до восьми девяти лет - увлекательные приключения и забавные рассказы.
  4. С лет семи-одиннадцати - более сложные истории. Они интересные и старшим дошкольникам, любящих слушать и читать книги, и уже прочитавших большинство историй из предыдущего раздела.

Книги для самых маленьких - «репка», «теремок», «курочка - ряба» и т.п., то есть сказки, написанные простыми предложениями, в которых задействованы небольшое количество простых и понятных слов, повторяющиеся и рифмующиеся. Эти сказки описывают обычно какое одно простое событие (Курочка снесла яичко), или же цепочку однотипных событий ( «Репка» - дед посадил репку, она выросла и пришло время её убирать, сначала один дед тянет репку, потом ему на помощь приходит бабка и так далее). Кроме того, книжки обязательно должны быть с яркими красочными и правдоподобными картинками, которые нужно обязательно рассматривать вместе с малышом и рассказывать все увиденное, ведь малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки.

Ещё одной важной составляющей книг данной ступени является хорошее окончание книги, которое дарит ребёнку чувство надёжности мира, когда как плохой конец может привести к возникновению различных страхов. В первое время, некоторые психологи рекомендуют даже конец сказки колобок переделать, сказав, что в самый последний момент он и от лесы ускользнул.

Книги чуть посложнее - стихотворные сказки К. Чуковского («Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «телефон» - но не все сказки этого автора можно читать в данном возрастном диапазоне, так как для этого возраста они ещё очень страшные и их следует перенести на 5-6 лет), Стихи С.Маршака (« Вот какой рассеянный с улице Бассеенной»), так же и сказки о животных («Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кот» и др). Эти произведения уже длиннее, и состоят они из нескольких эпизодов, связанных по смыслу. В тексте уже всё чаще встречается диалог между героями, который становится всё сложнее и длиннее. Для понимания происходящего малышу нужен всё больший запас слов. Всё так же актуален хороший конец сказки, чтобы не вызвать страхов. Так что следует выбирать лишь те сказки, где ничего страшного не происходит (красную шапочку отложить на более поздний возраст (6-7 лет)), например рассказы Носова «Живая шляпа». В этом возрасте уже можно просить ребёнка пересказать прочитанное (главным помощником в пересказе всё так же являются яркие картинки, которые ребёнок может рассматривать и самостоятельно), а потом можно приступить и к обучению самостоятельно читать. Начинать читать (возраст от 4 до 8 лет) так же нужно с простых и коротких сказок, сопровождающихся интересными, многочисленными иллюстрациями.

Увлекательные приключения и забавные рассказы. Вы можете выбрать очень разнообразные книги, к которым относятся и приключения Буратино, Незнайка и его друзья, Пеппи длинный чулок, сказки разных народов мира (русские сказки: Царевна лягушка, Жар птица, Морозко, Хаврошечка; немецкие: Горшок каши, Храбрый портной; и другие), (именно здесь и можно начинать читать страшные книги), сказки А.С. Пушкина, кроме того, и иронические рассказы, басни и стихи. Помимо того, что книги читают родители, сейчас ребёнок может и сам почитать, многие детки читают запоями, бурно представляя себя на месте героев, причем на этой ступени у детей уже вполне развито воображение и иллюстрации уже не столь важны для них.

Более сложные истории, интересные дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитавших большинство историй из предыдущего раздела, это и «Аленький цветочек», и «Маугли», «Королевство кривых зеркал», и «Снежная королева» и др.- эти книги уже с более сложной картиной мира, в которых герои учатся принимать решения в сложных жизненных ситуациях, строить отношения друг с другом, уступать и меняться. Текст произведения тоже становится сложнее, сюжет становится витиеватым и разнонаправленным, всё большую часть занимают описания чувств и эмоций героев, так же появляются размышления персонажей и авторские отступления, любую ситуацию уже можно рассмотреть с нескольких сторон (сколько героев столько и видений ситуации).
Так и идёт постепенное усложнение книг от самых простых (Колобок) и до сложных витиеватых романов, таких как война и мир.

Вы всё ещё спрашиваете - «Зачем читать вслух малышу?»
Если бы в детстве родители приучили детей к чтению, то у любого двоечника были бы лучше и словарный запас, и воображение, и с усвоением учебного материала тоже было бы всё в порядке. Не стоит ждать, когда ваш малыш подрастет, читать можно и грудничку, ведь ребёнку достаточно слышать голос мамы, видать её выражение лица и эмоции. Когда же ребёнку исполниться год, он, подражая взрослым, сможет сам взять и рассмотреть картинки в книги, начнёт издавать звуки, означающие то или иное животное. В возрасте 3-х лет ребёнок сможет пересказывать сказки, заучивать четверостишья…. Именно так, шаг за шагом мы помогаем нашим детям учиться думать.

К сожалению, в процессе развития ребёнка чтение занимает, ключевую позицию и пока других альтернатив чтению нет. Так что читайте ребёнку много и чаще!

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Татьяна
А почему Вы в конце пишите "к сожалению"?
Татьяна 19 ноября 2013 23:50 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера