Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рисование детей: свобода творчества, развитие личности

Психология и развитие
Детские каляки-маляки, несмотря на всю свою незамыслова­тость, могут вызвать множество вопросов, на которые полезно знать отве­ты каждой маме. Итак, рисование детей: свобода творчества, развитие личности – тема обсуждения на сегодня.
0 43754

Зачем и почему

Одна из самых важных челове­ческих потребностей — остав­лять свой след. На самом ран­нем этапе развития общества (а ученые доказали, что психо­логия ребенка первых лет жизни имеет много общего с психоло­гией представителей первобыт­ных племен) рисование входило в число самых важных, если не священных, действий, отра­жающих способность людей ос­мысливать окружающий мир и передавать свой духовный опыт.

Возможно, это звучит сложно и торжественно. Но для вашего крохи рисование действительно очень важный процесс. Рисование развива­ет познавательную, зрительную способности, мелкую моторику, память, воображение. Но глав­ное, рисование — один из самых первых и доступных способов совместной творческой актив­ности мамы и малыша, зона эмоционального сближения. Многие проблемы «страшного» подросткового периода растут именно из раннего отчуждения мамы и ребенка. Поэтому с са­мого раннего возраста нужно настроиться на то, что рисовать ребенку нужно и полезно ничуть не меньше, чем через какое-то время – читать.

Рисовальный возраст

Физически ребенок готов к изобразительной деятельности с 8-9 месяцев. В этом возрасте ребенку можно показать, как ему оставить свой след. Именно след, потому что до 2,5 лет ребенка интересу­ет больше сам процесс, чем ре­зультат «творческих усилий». В самом начале малыш может вообще не обращать внимания на бумагу, потому что источник цвета интересует его гораздо больше. Поэтому и первое рисование детей — это хаотичные каракули, черканье или, еще чаще, размазанные кляксы от всего на свете. Это может быть разлитое моло­ко, сок, пюре, варенье и даже грязь. После года у ребенка ме­няется «техника рисования», он уже может осознанно держать карандаш, ручку или кисть, движения приобретают опреде­ленный ритм, появляется дви­гательная ориентация: на листе остаются линии то в одном, то в другом направлении. Но годовалый малыш пока не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Поэтому совершенно немыслимо научить его изображать даже самые простые вещи.

После полутора лет кара­пуз начинает лучше понимать, что он делает. В этот период все дети рисуют очень увлеченно. Постарайтесь поддержать и направить в нужное русло его творческие начинания. Здесь очень важна свобода творчества – ведь от нее напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка.

После двух лет ваш малыш черкает уже в пределах листа, то есть понимает, что есть ка­кая-то граница изображения. В этот период рука идет за гла­зом. Это, конечно, по-прежне­му каляки-маляки, но удиви­тельно, что ребенок старается озвучить то, что он нарисо­вал: «Это бабушка, а это я ем кашу». Он начинает понимать, что вещи, явления и наши дейс­твия связаны между собой. Од­нако разобрать что-то в рисун­ках своего крошки вы сможете только после трех лет, когда на­ступает этап узнавания. Он что-то изобразил, запомнил и сам узнал, что это: вот — солнышко, вот — машинка. А его изображе­ния пока — крути и квадраты.

Безграничное творчество

Когда малыш с видимым удо­вольствием размазывает пюре по столу, а грязь — по куртке, вашу реакцию на эти действия представить несложно. Но для него эти «игры поросенка» — от­крытие: оставить свой след, неважно где и чем. Чтобы на­править его энергию в творчес­кое русло, надо тщательно под­готовиться.

На чем рисовать? Многие родители не могут понять детского упрямства: почему он измалевал все стены и обои, а не рисует в альбоме? В воз­расте от года до двух ваше чадо еще не понимает, что такое пре­делы, границы листа. И часть рисунка неизбежно оказывает­ся на столе. На вопрос «поче­му?» он ответит: «У меня зайчик убежал, он спрятался в лесу!» Причина проста: бумаги не хва­тило. И это правда. Для двух­летки очень важно менять пространство, на котором он рисует. Он мысленно действует среди изоб­ражаемых предметов, и для него они как бы живые, «настоящие». Поэтому разум­но давать для шедевров ваше­го чада бумагу большого фор­мата: пусть это будет ватман, старые обои – любая дорожка. Пространство не обязательно должно быть белым, разноцвет­ная бумага может вызвать у ма­лыша настоящий «творческий прорыв».

Как мы «лисуем»

Детский рисунок имеет свою логику. Типичный рисунок ре­беночка в возрасте до 3 лет — ка­ракули, среди которых можно обнаружить зигзаги и округлые линии. После полутора лет дети начинают озвучивать свои чер­кания: это папа ушел на работу, это кукла танцует. И не пугай­тесь, если то, что всего полчаса тому назад было «папой», теперь уже стало «кошкой». Не пытай­тесь узнать, почему все измени­лось. Он, рисуя, играет. Содер­жание рисунка изменилось, по­тому что в воображении он иг­рает уже в другую игру. Поэто­му в рисовании на данном этапе главное — то, что он может при­думывать содержание своим ка­ракулям. И самый лучший сти­мул для воображения - интерес близких: «Ну-ка расскажи, что ты нарисовал?»

Не подсказывайте ребен­ку. Сохраните его свободу творчества. Если ему сложно сразу отве­тить, что он рисует, не спешите навязывать свой шаблон: «Это домик». Вы подрезаете крылья его воображению. Бывает, ре­беночек вдруг перечеркивает или замалевывает то, над чем тщательно пыхтел почти полча­са. А на вопрос «почему?» дает вполне разумный ответ: «Зай­чик спрятался», - или: «Домик закрылся».

Интересные казусы случа­ются с цветом. Вы видите си­нюю кляксу, спрашиваете: «Это что?» И с удивлением слышите ответ: «Клубника». Вы начина­ете беспокоиться. Как узнать, что все в порядке? Элементар­но: дается картинка, где изоб­ражена клубника. Спрашивае­те: «А что это такое?» Он гово­рит: «Ягода, клубника». Такие цветовые парадоксы возникают из-за особенностей эстетичес­кого восприятия вашего крохи. Возможно, синий — его люби­мый цвет, поэтому ему кажет­ся, что так «красивее». Либо ему давали рисовать вначале, например, только ручкой, он просто не замечает других цве­тов, кроме синего, не знает, как ими пользоваться. Постепен­но развивайте цветовое вос­приятие ребенка. Ненавязчиво объясните ему, что некоторые вещи имеют свой определен­ный цвет. Но в то же время из­бегайте шаблонов:  листья мо­гут быть не только зелеными, но и желтыми, небо — не толь­ко синим, но и серым, когда идет дождь. В принципе, ма­лыш с нормальным развити­ем понимает, что солнце — жел­тое, но если вдруг оно окажется у него другого цвета, то он даст логичный ответ: краска кончи­лась, карандаш сломался и т.д.

Что касается диагностики психологического состояния ребенка по цветовой гамме, то детские психологи пришли к выводу, что до трех лет не нуж­но пытаться анализировать внут­ренний мир ребенка через рису­нок. Сложно сказать, почему он выбрал черный карандаш: пото­му что он попался в руки первым или потому что у него просто было плохое настроение. В дальнейшем же можно оценить многое, исходя из рисования детей – свобода их творчества, развитие их личности. Главное – подходить к вопросу профессионально и не делать поспешных выводов. Любое проявление фантазии в рисунках – это хорошо. Не ищите патологию там, где ею и не пахнет.

Взрослые в детском рисунке

Да, детки рисуют увлеченно. Но им сложно выразить то, что их волнует, с помощью тех минимальных изобрази­тельных навыков, которыми они владеют. У малышей есть своя внутренняя эстетическая критика, они могут порвать рисунок, если он «не получил­ся». Взрослые играют огром­ную роль в творческом про­цессе, направляя, объясняя и стимулируя или, наоборот, навсегда закрывая своей иро­нией или окриком двери в мир искусства.

ПРАВИЛО №1: Никогда прямо не критикуйте ри­сующего ребенка. Не предъявляй­те невыполнимых требований: ча­сами старательно сидеть на месте, рисовать аккуратно, не пачкаться, не шуметь, понимать ваши объяс­нения с полуслова. Ваша критика навсегда отобьет у него охоту что-либо создавать.

ПРАВИЛО №2: Ребенок вряд ли научится хорошо рисовать, если вы не будете делать это с ним вместе. Малыши часто просят что-нибудь им нарисовать. Им нравится смотреть, как из-под руки взрослого появляются узна­ваемые предметы. Вовлекайте его в совместное творчество. Можно спросить: «Что ты хочешь, чтобы я нарисовала?» - «Вазочку». Вы рису­ете вазочку, а потом просите крош­ку нарисовать цветочки. Получается совместная картина. Он начинает понимать, что с помощью рисунка можно передать все.

ПРАВИЛО №3: Никогда не занимайтесь с малы­шом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: кроха не бу­дет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности.

ПРАВИЛО №4: Избегайте штампов. Если в детском саду попросить ребят нарисовать домик, то у всех он будет стандарт­ным: квадрат, а сверху - треугольник. Обратите внимание малыша на то, что домики бывают разные, поэтому и рисовать их нужно по-разному.

ПРАВИЛО №5: Невозможно хранить все детские рисунки. Однако никогда не рвите или не выкидывайте их в мусорное ведро при ребенке: уважайте его творчество.

Методики рисования

Для самых маленьких подойдет техника рисования с помощью клякс. Например, капнули на лист бумаги каплю краски, сложили, потом раскрыли и посмотрели, что получилось. Затем капнули две капли раз­ного цвета — какой результат? Для малыша это волшебство: краски смешались, и получи­лось что-то новое. Позволяй­те ребенку рисовать руками.

Очень интересная техника рисования с помощью штам­пов: обмакнув их в краску, по­кажите ребенку, как из разных фигурок можно составить образ — цветочек, например. Кроме того, познакомьте ребе­ночка с элементами апплика­ции и конструирования: на каракули приклейте выре­занный из открытки цветочек, мишку, яблоко. Покажите, что если приклеить вату и рас­красить ее красками, то может получиться снег.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера