Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нарушения слуха у детей и методы их коррекции

Здоровье ребенка

Как хорошо, что мир вокруг нас наполнен звуками, голосами, музыкой... Что вы слышите сейчас? Возможно, рядом переговариваются ваши близкие, за окном раздаются птичьи трели, доносятся с площадки детские голоса или в листве шумит дождь... Слух — величайшее благо для человека, он украшает и оживляет нашу жизнь. А если говорить строго, слух — это функция организма, обеспечивающая восприятие звука.

2 54300

Слуховая чувствительность (острота слуха) определяется величиной порога слышимости. Слух считается нормальным, если мы слышим шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную — дальше 6 метров. В последнее время в стране по невыявленным до конца причинам наблюдается понижение слуха (ту­гоухость) среди разных возрастных групп. По статистике, более 6% на­селения страдает нарушением слуха различной степени. Несвоевремен­ное выявление таких нарушений, за­поздалое обращение к врачу неред­ко ведет к частичной или даже пол­ной потере слуха. Итак, нарушения слуха у детей и методы их коррекции - тема разговора на сегодня.

Если говорить о взрослом человеке, то глухота — это ограниченная трудоспособность вплоть, а иногда и полная инвалидность, трудности с общением с людьми. Еще более серьезны последствия сниже­ния слуха для маленьких детей. Им только предстоит учиться правильно говорить, подражать при этом услышан­ному от взрослых. Вот почему наличие хорошего слуха — одно их обязательных условий нор­мального психоречевого развития ребенка. Слабослышащему ребенку часто приходится отставать от сверстников в плане ум­ственного развития, он испытывает трудности с обучением в школе, его неминуемо преследуют сложности с общением, с выбором профессии.

Из-за чего теряется слух?

Врачами различаются разные типы нарушений слуха у детей: глухота врожденная и приобретенная. Причин, приводящих к приобре­тенной тугоухости, довольно много, причем самых разных:

• инородные тела наружного слухо­вого прохода и серные пробки;

• заболевания полости носа и носо­глотки (аденоиды, острый и хрониче­ский ринит, острый и хронический синусит, поллиноз, искривление пе­регородки носа);

• воспалительные и невоспалитель­ные заболевания перепонки и слухо­вой трубы;

• травмы наружного слухового про­хода и барабанной полости;

• некоторые инфекционные заболе­вания, в результате которых проис­ходит снижение слуха;

• аллергические заболевания и со­стояния;

• общесоматические заболевания (сахарный диабет, патология почек, крови и др.), на фоне которых может произойти изменение слуха;

• применение некоторых антибиоти­ков (неомицин, канамицин, стрепто­мицин, мономицин и др.), а также не­которых мочегонных средств;

• наследственная патология;

• воздействие промышленных, бы­товых и транспортных шумов, вибра­ция;

• сосудистые нарушения;

• интоксикация (окисью углерода, ртутью, свинцом и т.д.);

• длительное пользование ушными микрофонами;

• ряд возрастных атрофических изме­нений во внутреннем ухе и в цен­тральных отделах слухового аппара­та и т.п.

Как распознать тугоухость?

Широкая распространенность за­болеваний, сопровождающихся нарушениями слуха, требует свое­временной диагностики и наличия надежных методов исследования. Сегодня распознавание ту­гоухости осуществляется:

• методом тональной аудиометрии — когда измеряются пороги слы­шимости на различных частотах;

• с помощью речевой аудиоме­трии — определение процента разборчивой речи;

• с помощью камертона — этот старинный способ не утратил своего значения и в наши дни.

Методы коррекции нарушений слуха у детей

Лечение тугоухости и сегодня ос­тается весьма сложным делом. Что касается современных слухо-улучшающих операций, то они эф­фективны лишь при тугоухости, возникшей в результате заболева­ния отосклерозом, алгезивным средним отитом, хроническим гнойным отитом у детей с наруше­ниями слуха, впервые выявленны­ми. Что касается лечения нейро-сенсорной тугоухости, медицина не сделала в последние годы серьез­ных шагов вперед, и медикаментоз­ное лечение невритов слуховых нервов по-прежнему остается ма­лоэффективным.

К врачу как можно раньше!

Наука доказала и практика подтвер­дила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в пер­вые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановитель-ные мероприятия в наиболее чувстви­тельные периоды развития слуха и речи. Одним из надежных способов сегодня является коррекция слуха с помощью слухового аппарата.

Несколько десятилетий назад, когда качество первых слу­ховых аппаратов оставляло желать лучшего, у пациентов сложилось мнение, что они вредны. Действи­тельно, те аппараты сильно искажали звук, шумели, их нельзя было настраивать согласно индивидуальных особенностей человека. Однако с той поры наука сделала шаг далеко вперед. В наше время слуховой ап­парат — это сложнейший микро­электронный прибор высочайшего качества, который успешно компенсирует практически любую степень потери слуха. При всем разнообразии моделей можно с достаточной точностью производить процедуру первичного выбора аппарата. Благодаря на­стройке его амплитудно-частотных характеристик обеспечивается опти­мальный уровень усиления и разборчивости звука.

Современный слуховой аппарат состоит из микрофона, восприни­мающего и преобразующего окружа­ющие звуки в электрические сигна­лы, электронного усилителя, регуля­тора громкости и тембра, источника питания (аккумулятора или элемен­та) и телефона, преобразующего усиленные электрические сигналы в акустические.

Правильно подобранному слуховому аппарату под силу способствовать развитию остат­ков слуха. Он как бы тренирует слуховые анализаторы, включает их централь­ные отделы в коре головного мозга, и приносит ребенку только пользу.

Как подбирать слуховой аппарат для ребенка?

Чем раньше слабослышащему ребе­нку представится возможность пользования слуховым аппаратом, тем лучше. Сразу после обнаружения врачом у него нарушений слуха, родители должны незамедлительно обратиться к сурдологу и получить консультацию в кабинете слухопротезирования. Нельзя откла­дывать это дело надолго под предло­гом, что ребенок еще маленький, нужно дать ему немного подрасти.

Обязатель­ный этап развития речи у малыша с нормальным слухом – период пассивного ее восприятия, когда ребенок только может слушать, но не говорить. Подобный период длится 18 меся­цев с момента рождения и врачи на­зывают его "воз­раст слуха". Если у ребенка понижен слух, то он не будет иметь возможности разли­чать и запом­инать отдель­ные отрезки элементов речи и со временем совсем прекратит на нее реагиро­вать. При этом может произойти полное исчезновение неиспользованных остатков слу­ха. Чтобы это предотвратить, нужно с помощью слухового аппарата произвести увели­чение громкости речи, чтобы дать ребенку возможность нормально воспринимать ее.

Однако не всем слабослышащим детям показаны слуховые аппараты. Нельзя, например, их использовать при некоторых психоневрологиче­ских заболеваниях (например, при эпи­лепсии или судорожных синдромах), если есть заболевания органов слуха и выраженные нарушения вести­булярной функции, а также при наличии воспалитель­ных процессов в ухе и т.д. Этот во­прос решает только врач.

Слуховой аппарат подбирается ин­дивидуально для каждого слабослы­шащего ребенка с учетом его осо­бенностей и данных аудиометрического обследования. Главное, чтобы аппарат помог ребенку осуществлять восприятие речи по возможности в полном объеме и максимально разборчиво.

Услышать многозвучье мира

При нарушениях слуха у детей методы их коррекции могут быть различны. Слухопротезирование детям спе­циалисты рекомендуют осущест­влять с помощью двух аппаратов — так называемого бинаурального проте­зирования. Оно облегчает определе­ние направления звука, что исключительно важно — ребенку нужно знать, откуда может появиться транспорт, где именно стоит зовущий его человек и т.д.

Возможность качественного анализа поступаю­щей информации бывает лишь только если есть два равноценных "при­емника". По результатам многочислен­ных исследований было установлено, что благодаря би­науральному протезированию дети лучше различают окружающие звуки и, что очень важно, челове­ческую речь.

Ребенку необходим и так называ­емый индивидуальный ушной вкла­дыш (ИУВ), т.к. стандартный, приме­няемый взрослыми, ему не подходит. ИУВ может полностью повторить контур детского слухового прохода, что обеспе­чивает герметичную, комфортную и на­дежную фиксацию в ухе. Современ­ные технологии позволяют изгото­вить мягкий и твердый вкладыш из самых различных специальных материалов. А при отсутствии ИУВ может произойти снижение к минимуму эффекта от слухопротези­рования, если даже слуховой аппарат самого высокого качества.

Родители должны понять и осознать, что слуховой аппарат создан, чтобы быть постоянным спутником ребенка с по­ниженным слухом. Аппарат необхо­димо надевать сразу же, как он прос­нется поутру, не снимать в течение всего дня и только перед сном расставаться с ним. Только так у ребенка будет возможность привыкнуть к аппарату, научиться пра­вильно обращаться с ним. В этом случае аппарат превратится в верно­го помощника растущего человека.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера