Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие ребенка: учимся говорить

Психология и развитие
Очень часто молодые мамы задают вопрос: а когда заговорил ваш малыш? – и взволнованно ждут ответа, сравнивают со своим ребенком, расстраиваются или довольно улыбаются. Но развитие ребенка - процесс индивидуальный, и говорить дети тоже начинают в разное время – одни раньше, другие позже. Однако уже почти с самого рождения можно и нужно постоянно развивать  речевые навыки ребенка. Поэтому темой нашего разговора будет «Развитие ребенка: учимся говорить».
0 19673

Ребенок в возрасте 0- 6 месяцев

Ребенок, который сосет грудь или бутылочку с молоком, уже развивает мышцы, отвечающие за способность к формированию слов. Малыш пока еще не может вам отвечать, но он быстро учится распознавать ваш голос из множества других голосов. А новые знания впитываются им словно губкой. Все свои действия сопровождайте проговариванием вслух. Что бы вы ни делали, от смены памперсов до кормления ребенка, произносите названия своих действий. Говорите с ним обо всем. При этом не забывайте, что ребенку желательно видеть ваше лицо. Он будет подражать вам, сопоставлять услышанные звуки с мимикой лица и разной формой рта. А в будущем будет все это копировать.

Ребенку 6–12 месяцев

В этом возрасте малыш продолжает учиться говорить, он пытается что-то произносить, и его самого интересуют получившиеся звуки. Изучая губы и язык, он пытается понять, как звук происходит. Многие дети этого возраста радуют родителей первыми словами – мама, папа, дай.… Попробуйте повторять за ребенком те звуки, которые он произносит, покажите, что это увлекательное занятие. Если вы называете какие-то слова, то проведите с ними ассоциацию. При слове «мама» покажите на себя, «папа» - на папу, «каша» - на кашу и т.д. Принимайте участие в экспериментах вашего ребенка со звуками. Слова «привет» и «пока» соотносите с приходом и уходом гостей либо членов семьи. Не забывайте и про другие простенькие слова типа «спасибо», «пожалуйста», «кушать». Объясняйте, где и когда их применяют. Показывайте на собственном примере. Дети быстро усваивают новые знания, и вскоре сами попробуют их употребить.

Ребенку 12–18 месяцев

Обычно в арсенале ребенка к этому моменту появляется несколько простых слов. Детям такого возраста нравится имитировать интонации взрослых, поэтому порой можете услышать от них и свою интонацию. Иногда в речи детей проскакивают слова, смысла которых они еще не понимают, просто скопировали родителей. Не забывайте, что общение предполагает двухсторонний разговор. И если ребенок пытается что-то произнести, не отмахивайтесь от него, а выслушайте до конца. Повторение с ребенком слов должно войти в привычку в этом периоде. Покажите какой-либо предмет и назовите его несколько раз. Теперь очередь ребенка пробовать произнести слово. Не получается выговорить его? Медленно повторите слово несколько раз. И снова предоставьте ребенку возможность произнести его название. Любая попытка выговорить слово должна поощряться похвалой, это заставит ребенка стремиться к общению, что в свою очередь поможет ему быстрее научиться говорить.

Развитие мелкой моторики

Не секрет, что на ладошках есть точки, отвечающие за речевую активность. Эти точки, или речевые центры, неплохо бы стимулировать, развивая мелкую моторику, массируя пальчики и занимаясь пальчиковой гимнастикой. Точное артикулирование звуков находится в прямой зависимости от мелкой моторики. Речь лучше развивается при высокой двигательной активности.

Не трудно по несколько минут в день уделять внимание пальчикам. Их можно растирать, сгибать и разгибать, сопровождая соответствующими прибаутками. Например, «Этот пальчик - мальчик, этот пальчик – мама, этот пальчик – папа, этот пальчик – баба, этот пальчик – деда». Очень хорошо, если вы и сами можете сочинять что-то подобное. Вспомните и «Ладушки-ладушки», и «Сороку-белобоку», и «Козу рогатую». А малыш постарше уже справится с крестиками и крючками из пальцев («Мирись, мирись…»). Ему понравится изображать птичку («Птичка прилетела, крыльями махала, села, посидела, и дальше полетела») или кошачью лапу (подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладошки, большой палец прижимается к указательному, и громко произносится слово «мяу»). Времени эти упражнения занимают немного, а пользу приносят огромную.

Для развития мелкой моторики великолепно подходят сенсорные подушечки. Сделать их можно самостоятельно. Для каждой подушечки берется ткань размером 10х10 см, сшивается с трех сторон. Наполняются они разными предметами, но чтобы получилось по две одинаковых подушечки. Пару подушек можно наполнить горохом, еще пару – манкой, толстыми макаронами, ватой, фасолью… Подушечки зашиваются. Теперь задача малыша – отыскать одинаковые на ощупь.

Грецкий орех и миска с горохом помогут сделать массаж рук. Используя орех, расскажите про него. Покажите, как он рос на дереве и, свалившись от ветра, повстречался с детьми. Ветер, кстати, может изображать сам малыш. Когда он дует, тренируется долгий вдох, а это тоже упражнение речевой гимнастики. Орешек можно спрятать в кулачке, а затем найти (сжимаем-разжимаем кулачок), можно покатать его на карусели (одной ладонью по другой с силой по кругу), спустить с горки (одну руку прижимаем тыльной стороной ладони к столу, образуя горку, а другой рукой катаем орех от запястья к кончикам пальцев и обратно). Ну а потом орешек прячется в бассейне, за который считается миска с горохом. Орешек сразу не находится, и во время его поиска пальчики отлично массируются. Все игры с орешком повторяются по несколько раз. Ребенок с удовольствием занимается подобными упражнениями.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера