Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку

Психология и развитие
Обучение гигиеническим навыкам – важный этап в жизни каждого ребенка. Однако, как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку, знают не все. Универсальных рекомендаций не существует – каждый малыш развивается по-своему.
7 104654

Время пришло? Споры о том, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку, не умолкают. Одни обра­щаются к опыту мам и бабушек, которые считали, что обучать малыша навыкам чистоплотности нужно с того момента, когда он нау­чится сидеть, то есть примерно с шести месяцев. Другие откладыва­ют приобретение горшка до того мо­мента, пока ребенку не исполнится год, третьи вообще не торопятся и ждут возраста 2-3 лет, когда малыш станет более сознательным. Когда бы вы ни решили приступить к сложно­му процессу обучения, главное, о чем нужно твердо помнить: дети начина­ют проситься на горшок тогда, когда созревают для этого и физически, и психически. На этот естественный процесс нельзя повлиять ни ласковы­ми уговорами, ни строгостью. На первом году жизни ребенок еще не в состоянии контролировать свои выделения: физиологические отправ­ления у него происходят рефлекторно - по мере наполнения мочевого пузыря и кишечника. На этом этапе малыша можно только «подлавли­вать» - например, велика вероят­ность того, что ребенок, пробудившись ото сна, захочет «по-маленько­му» - как раз в это время и можно предложить ему горшок. Для того чтобы отношение к своим отправле­ниям стало сознательным, нужно, чтобы у ребенка сформировались нервные цепочки, обеспечивающие передачу «сигнала» от мочевого пу­зыря и кишечника к головному моз­гу, а для этого малыш должен еще немного повзрослеть. Навыки чистоплотности начинают формироваться у ребенка в период от 12 до 18 месяцев: именно в это вре­мя мышцы заднего прохода и сфинк­тер мочевого пузыря становятся бо­лее крепкими, а развитие мозга ма­лыша достигает определенного уров­ня. Полный контроль над мочевым пузырем и мускулатурой прямой кишки становится возможным при­мерно к трем годам. Обычно у ребен­ка сначала формируется контроль над кишечником в ночное время, за­тем - в дневное, потом - контроль над мочевым пузырем в дневное вре­мя, и в последнюю очередь - в ночное. У некоторых детей ночное не­держание продолжается вплоть до 4-5 лет - и это нормальное и доволь­но распространенное явление. Интересно, что девочки начинают проситься на горшок примерно на 2-3 месяца раньше, чем мальчики.

Девочки опережают мужской пол и в некоторых других отношениях: как правило, раньше учатся сидеть и более ловко совершают хватательные движения. У них лучше развита коор­динация зрения и моторики. Ученые предполагают, что этот факт связан с тем, что левое и правое полушария головного мозга у девочек и мальчи­ков развиваются по-разному.

НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ!

Начинать приучать ребенка к горшку - непростой процесс, требующий от родителей внимания и большого терпения. Не гонитесь за скорыми результата­ми, не ожидайте, что ребенок за пару дней освоит сложную «горшечную» науку, главное, чтобы у него появи­лось положительное отношение к этому процессу. Сначала познакомь­те малыша с горшком, объясните, зачем он нужен. Дайте ребенку по­трогать новый интересный предмет, предложите посидеть на нем. Можно «проиграть» ситуацию на куклах, мягких игрушках. Необходимо, что­бы малыш осознал, для каких целей предназначается горшок. Для того чтобы у ребенка выработался опре­деленный ритм, высаживайте его на горшок до и после еды, до и после дневного сна, перед ночным сном и после пробуждения (причем каждый день это должно быть примерно в од­но и то же время). Если у ребенка по­лучилось справить нужду в «ночную вазу», обязательно похвалите его за это, скажите, что он молодец. Но ес­ли результата никакого нет, оставлять его сидеть на горшке в течение более чем 10 минут не следует. Никогда не ругайте малыша за промахи, иначе у него выработается отрицательное отношение к самому процессу естест­венного отправления. Ребенок, чувст­вуя, что ему нужно облегчиться, мо­жет начать прятаться от вас, пытаясь втайне сделать свои дела, или будет пытаться сознательно задерживать стул, что может привести к запорам. Постарайтесь оставаться очень так­тичными и деликатными в этих воп­росах и не торопите время - в конце концов, малышу ведь тоже неприятно ходить в грязных штанишках. Будить ребенка в ночное время для того, чтобы предложить ему посидеть на горшке, не нужно: скорее всего, малыш будет очень недоволен, а вдо­бавок к этому, может потом и не за­снуть. Пока ребенок еще писается ночью, можно укладывать его спать в одноразовых подгузниках или сте­лить в кровать непромокаемую про­стыню. Постарайтесь отслеживать те моменты, когда малыш собирается «сделать дело»: обычно перед отпра­влением естественных надобностей ребенок перестает играть, затихает, становится сосредоточенным - в это время и нужно принести ему горшок. Со временем малыш и сам начнет со­общать вам о том, что он готов к важ­ному делу. Правда, для этого нужно, чтобы ребенок уже начал осваивать речь. Возможно, он придумает какие-то свои специфические слова для обо­значения этого процесса. С самого начала обучения навыкам чистоплотности, горшок должен все­гда стоять в комнате малыша, на виду, чтобы ребенок сам мог попробовать сесть на него, сняв штанишки, или принести вам горшок и таким обра­зом попросить вас помочь ему.

В том, когда лучше приучать ребенка к горшку, специалисты солидарны. Идеальное время для знакомства с горшком – лето. Поскольку одежды на малыше обычно бывает немного, он легко может с ней справиться са­мостоятельно. А если ребенок и об­мочит штанишки, их можно пости­рать и высушить на солнышке. На время обучения лучше отказаться от использования одноразовых под­гузников. Когда малыш постоянно на­ходится в памперсах, у него не возни­кает состояния дискомфорта после мочеиспускания, а значит, нет жела­ния избавиться от этого состояния. Другое дело - мокрые штанишки: ходить в них очень неприятно, а это является хорошим стимулом, чтобы начать пользоваться горшком.

САМЫЙ УДОБНЫЙ ГОРШОК

К счастью, вре­мена, когда малышам приходилось осваивать холодные эмалированные горшки, отошли в прошлое. Сейчас процесс стал приятным во всех от­ношениях: пластиковые горшки не только удобные, теплые, легкие, но еще и красивые. Некоторые из них сделаны в виде игрушек - собачек, утяток, машинок и т. д. Несколько минут, проведенных на таком горшке, неприятных ощущений не оставят. Некоторые родители, стремясь дать своему чаду самое лучшее, покупают горшки с пищалками, мигалками, музыкой. Однако сильно увлекаться этим не стоит: ребенок не должен забывать, какова основная цель его пребывания на этом предмете. Самая подходящая модель горшка для мальчиков - с завышенной передней частью: с таким горшком меньше вероятности, что брызги слу­чайно разлетятся в стороны. Пример­но с двух лет можно приучать маль­чика писать на горшок стоя. Как только ваш малыш подружится с горшком, он станет для ребенка од­ним из самых жизненно необходи­мых предметов. Поэтому отправляясь на дачу, в гости, в путешествие, не за­бывайте, что его обязательно нужно взять. Это может быть «дорожный» вариант – небольшой, легкий по весу и простой по устройству горшок (луч­ше познакомить малыша с новым горшком заранее, так как некоторые дети, уже привыкнув к своему горшку, иногда отказываются пользоваться незнакомым для них предметом). От горшка можно постепенно пере­ходить к унитазу. Чтобы облегчить этот процесс, можно приобрести спе­циальное детское сидение на унитаз: на нем ребенку будет более удобно. Кроме того, можно купить в магази­не детских товаров небольшую под­ставочку для ног, чтобы малыш, ис­пользуя ее, сам мог залезать на унитаз и ставить на нее ножки. Каким бы сложным ни показалось вам обучение ребенка навыкам чис­топлотности, рано или поздно он ос­воит эту науку, главное - запаситесь терпением и относитесь к происходя­щему спокойно. Не сравнивайте сво­его малыша с другими детьми, не ки­вайте на соседского Васю - каждый ребенок развивается в своем темпе. И не паникуйте, если у вашего ребенка этот процесс немного затягивается. Всему свое время.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПО МЕСЯЦАМ

Навык контроля за мочевым пузырем у детей от рождения и примерно до возраста четырех лет примерно одинаков. То, как и когда лучше начинать приучение ребенка на горшок справлять свои нужды, зависит от возрастных особенностей.

0-18 месяцев. В первые месяцы жизни грудной ребенок мочится до 25 раз в сутки. Это происходит бессознательно – в момент, когда сокращается мускулатура стенки мочевого пузыря. Примерно в полугодовалом возрасте младенец начинает мочиться немного реже (около 20 раз). Это признак того, что нервные пути ребенка продолжают развиваться, мышцы мочевого пузыря перестают постоянно сокращаться и теперь он способен вмещать больше мочи.

18-30 месяцев. У малыша постепенно раз­вивается восприятие наполненности мочево­го пузыря и ощущение позыва к мочеиспуска­нию. Теперь ребенок уже может связать сигналы своего организма с наполнением мочевого пузыря – раньше он был просто не способен на это. Многие дети могут контролировать сфинктер мочевого пузыря самое раннее со второго года жизни, а в большинст­ве случаев – только на третьем году. Тогда они чувствуют позыв к мочеиспусканию еще до того, как мочевой пузырь станет полон.

С четвертого года жизни большинство детей могут на какое-то время задержать отправление малой нужды, даже если чувствуют позыв к мочеиспусканию. Они в состоянии также пописать «на всякий случай» даже при незначительной заполненности мочевого пузыря. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Tamila
Знакомить с горшком начала примерно с 9 месяцев, усаживала малыша после сна и после того как он покушал, все это делала для того, чтобы он понимал зачем он нужен.
Tamila 12 мая 2011 20:45 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера