Время пришло? Споры о том, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку, не умолкают. Одни обращаются к опыту мам и бабушек, которые считали, что обучать малыша навыкам чистоплотности нужно с того момента, когда он научится сидеть, то есть примерно с шести месяцев. Другие откладывают приобретение горшка до того момента, пока ребенку не исполнится год, третьи вообще не торопятся и ждут возраста 2-3 лет, когда малыш станет более сознательным. Когда бы вы ни решили приступить к сложному процессу обучения, главное, о чем нужно твердо помнить: дети начинают проситься на горшок тогда, когда созревают для этого и физически, и психически. На этот естественный процесс нельзя повлиять ни ласковыми уговорами, ни строгостью. На первом году жизни ребенок еще не в состоянии контролировать свои выделения: физиологические отправления у него происходят рефлекторно - по мере наполнения мочевого пузыря и кишечника. На этом этапе малыша можно только «подлавливать» - например, велика вероятность того, что ребенок, пробудившись ото сна, захочет «по-маленькому» - как раз в это время и можно предложить ему горшок. Для того чтобы отношение к своим отправлениям стало сознательным, нужно, чтобы у ребенка сформировались нервные цепочки, обеспечивающие передачу «сигнала» от мочевого пузыря и кишечника к головному мозгу, а для этого малыш должен еще немного повзрослеть. Навыки чистоплотности начинают формироваться у ребенка в период от 12 до 18 месяцев: именно в это время мышцы заднего прохода и сфинктер мочевого пузыря становятся более крепкими, а развитие мозга малыша достигает определенного уровня. Полный контроль над мочевым пузырем и мускулатурой прямой кишки становится возможным примерно к трем годам. Обычно у ребенка сначала формируется контроль над кишечником в ночное время, затем - в дневное, потом - контроль над мочевым пузырем в дневное время, и в последнюю очередь - в ночное. У некоторых детей ночное недержание продолжается вплоть до 4-5 лет - и это нормальное и довольно распространенное явление. Интересно, что девочки начинают проситься на горшок примерно на 2-3 месяца раньше, чем мальчики.
Девочки опережают мужской пол и в некоторых других отношениях: как правило, раньше учатся сидеть и более ловко совершают хватательные движения. У них лучше развита координация зрения и моторики. Ученые предполагают, что этот факт связан с тем, что левое и правое полушария головного мозга у девочек и мальчиков развиваются по-разному.
НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ!
Начинать приучать ребенка к горшку - непростой процесс, требующий от родителей внимания и большого терпения. Не гонитесь за скорыми результатами, не ожидайте, что ребенок за пару дней освоит сложную «горшечную» науку, главное, чтобы у него появилось положительное отношение к этому процессу. Сначала познакомьте малыша с горшком, объясните, зачем он нужен. Дайте ребенку потрогать новый интересный предмет, предложите посидеть на нем. Можно «проиграть» ситуацию на куклах, мягких игрушках. Необходимо, чтобы малыш осознал, для каких целей предназначается горшок. Для того чтобы у ребенка выработался определенный ритм, высаживайте его на горшок до и после еды, до и после дневного сна, перед ночным сном и после пробуждения (причем каждый день это должно быть примерно в одно и то же время). Если у ребенка получилось справить нужду в «ночную вазу», обязательно похвалите его за это, скажите, что он молодец. Но если результата никакого нет, оставлять его сидеть на горшке в течение более чем 10 минут не следует. Никогда не ругайте малыша за промахи, иначе у него выработается отрицательное отношение к самому процессу естественного отправления. Ребенок, чувствуя, что ему нужно облегчиться, может начать прятаться от вас, пытаясь втайне сделать свои дела, или будет пытаться сознательно задерживать стул, что может привести к запорам. Постарайтесь оставаться очень тактичными и деликатными в этих вопросах и не торопите время - в конце концов, малышу ведь тоже неприятно ходить в грязных штанишках. Будить ребенка в ночное время для того, чтобы предложить ему посидеть на горшке, не нужно: скорее всего, малыш будет очень недоволен, а вдобавок к этому, может потом и не заснуть. Пока ребенок еще писается ночью, можно укладывать его спать в одноразовых подгузниках или стелить в кровать непромокаемую простыню. Постарайтесь отслеживать те моменты, когда малыш собирается «сделать дело»: обычно перед отправлением естественных надобностей ребенок перестает играть, затихает, становится сосредоточенным - в это время и нужно принести ему горшок. Со временем малыш и сам начнет сообщать вам о том, что он готов к важному делу. Правда, для этого нужно, чтобы ребенок уже начал осваивать речь. Возможно, он придумает какие-то свои специфические слова для обозначения этого процесса. С самого начала обучения навыкам чистоплотности, горшок должен всегда стоять в комнате малыша, на виду, чтобы ребенок сам мог попробовать сесть на него, сняв штанишки, или принести вам горшок и таким образом попросить вас помочь ему.
В том, когда лучше приучать ребенка к горшку, специалисты солидарны. Идеальное время для знакомства с горшком – лето. Поскольку одежды на малыше обычно бывает немного, он легко может с ней справиться самостоятельно. А если ребенок и обмочит штанишки, их можно постирать и высушить на солнышке. На время обучения лучше отказаться от использования одноразовых подгузников. Когда малыш постоянно находится в памперсах, у него не возникает состояния дискомфорта после мочеиспускания, а значит, нет желания избавиться от этого состояния. Другое дело - мокрые штанишки: ходить в них очень неприятно, а это является хорошим стимулом, чтобы начать пользоваться горшком.
САМЫЙ УДОБНЫЙ ГОРШОК
К счастью, времена, когда малышам приходилось осваивать холодные эмалированные горшки, отошли в прошлое. Сейчас процесс стал приятным во всех отношениях: пластиковые горшки не только удобные, теплые, легкие, но еще и красивые. Некоторые из них сделаны в виде игрушек - собачек, утяток, машинок и т. д. Несколько минут, проведенных на таком горшке, неприятных ощущений не оставят. Некоторые родители, стремясь дать своему чаду самое лучшее, покупают горшки с пищалками, мигалками, музыкой. Однако сильно увлекаться этим не стоит: ребенок не должен забывать, какова основная цель его пребывания на этом предмете. Самая подходящая модель горшка для мальчиков - с завышенной передней частью: с таким горшком меньше вероятности, что брызги случайно разлетятся в стороны. Примерно с двух лет можно приучать мальчика писать на горшок стоя. Как только ваш малыш подружится с горшком, он станет для ребенка одним из самых жизненно необходимых предметов. Поэтому отправляясь на дачу, в гости, в путешествие, не забывайте, что его обязательно нужно взять. Это может быть «дорожный» вариант – небольшой, легкий по весу и простой по устройству горшок (лучше познакомить малыша с новым горшком заранее, так как некоторые дети, уже привыкнув к своему горшку, иногда отказываются пользоваться незнакомым для них предметом). От горшка можно постепенно переходить к унитазу. Чтобы облегчить этот процесс, можно приобрести специальное детское сидение на унитаз: на нем ребенку будет более удобно. Кроме того, можно купить в магазине детских товаров небольшую подставочку для ног, чтобы малыш, используя ее, сам мог залезать на унитаз и ставить на нее ножки. Каким бы сложным ни показалось вам обучение ребенка навыкам чистоплотности, рано или поздно он освоит эту науку, главное - запаситесь терпением и относитесь к происходящему спокойно. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, не кивайте на соседского Васю - каждый ребенок развивается в своем темпе. И не паникуйте, если у вашего ребенка этот процесс немного затягивается. Всему свое время.
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПО МЕСЯЦАМ
Навык контроля за мочевым пузырем у детей от рождения и примерно до возраста четырех лет примерно одинаков. То, как и когда лучше начинать приучение ребенка на горшок справлять свои нужды, зависит от возрастных особенностей.
0-18 месяцев. В первые месяцы жизни грудной ребенок мочится до 25 раз в сутки. Это происходит бессознательно – в момент, когда сокращается мускулатура стенки мочевого пузыря. Примерно в полугодовалом возрасте младенец начинает мочиться немного реже (около 20 раз). Это признак того, что нервные пути ребенка продолжают развиваться, мышцы мочевого пузыря перестают постоянно сокращаться и теперь он способен вмещать больше мочи.
18-30 месяцев. У малыша постепенно развивается восприятие наполненности мочевого пузыря и ощущение позыва к мочеиспусканию. Теперь ребенок уже может связать сигналы своего организма с наполнением мочевого пузыря – раньше он был просто не способен на это. Многие дети могут контролировать сфинктер мочевого пузыря самое раннее со второго года жизни, а в большинстве случаев – только на третьем году. Тогда они чувствуют позыв к мочеиспусканию еще до того, как мочевой пузырь станет полон.
С четвертого года жизни большинство детей могут на какое-то время задержать отправление малой нужды, даже если чувствуют позыв к мочеиспусканию. Они в состоянии также пописать «на всякий случай» даже при незначительной заполненности мочевого пузыря. Главное, чтобы это не вошло в привычку.