На кормление теперь тоже будет уходить гораздо больше времени, ведь одного молока малышу уже недостаточно. Сначала мама будет долго колдовать у плиты, чтобы приготовить для своего любимца что-нибудь этакое, а потом еще столько же времени будет пытаться уговорить его съесть этот кулинарный шедевр. Придется освоить мастерство импровизации, чтобы играючи в самолетики и «ку-ку» незаметно скормить ему всю порцию. Три-четыре таких кормления, и не заметите, как промчался день.
Без сомнения, дети любят покапризничать, но мудрые педиатры постоянно напоминают мнительным мамам, что силой ребенка «пичкать» едой не нужно. Не хочет – значит, не голоден, а как проголодается – съест все, и еще добавки попросит. И не забывайте: ребенку нужно привыкнуть к новой пище. На это уходит примерно неделя. Поэтому вводите новое блюдо постепенно, начиная с одной-двух ложек.
Как только ребенок начинает ползать, дни пролетают еще быстрее. Когда малыш поймет, что теперь он не зависит от мамы, что он может сам решать, куда ему ползти и что трогать, вы увидите совсем другого ребенка. Самостоятельного и деятельного. Он будет сам открывать для себя окружающий мир. И не только мир, но и шкафчики, ящики, коробочки и баночки. Он потрогает, подергает и попробует на вкус все, до чего только сможет дотянуться.
И это нормально в плане развития ребенка после 6 месяцев. Малыш должен не только исследовать каждый предмет, но и понять, что это такое. Он должен знать, что с этим предметом можно сделать, чем он может быть интересен. Он наблюдает, как эти предметы используют взрослые, какие при этом испытывают чувства, и начинает им подражать.
Физиологами отмечено, что к семи-девяти месяцам вес мозга ребенка увеличивается вдвое. Это значит, что каждый прожитый день приносит крохе массу новой и полезной информации. Вспомните, каким он был в месяц, и вы поймете, какой колоссальный скачек в развитии сделал ваш малыш. На восьмом месяце у ребенка проявляется привязанность к близкому взрослому, чаще всего к маме, ведь именно она проводит с ним больше всего времени. Он готов проводить рядом с ней каждую секунду своей жизни. Если раньше вы могли без проблем оставить его на няню или бабушку и отправиться по своим делам, то теперь подготовьтесь к истерикам и слезным расставаниям у двери.
Не жалейте эмоций
Малыши вообще очень эмоционально чувствительны, а в этот период они еще и начинают реагировать на оценки в свой адрес. Это раньше кроха не понимал, что вы его ругаете – теперь по фразам и по тону, которым они сказаны, он поймет, что мама им недовольна. И в ответ вы увидите на его лице целую гамму переживаний. А похвалите – и он расцветет. Поэтому чаще улыбайтесь и хвалите своего карапуза. А если есть за что отругать, помните, что перед вами маленькая развивающаяся личность. Не спешите кинуть обидное «Ты плохой!» или еще что похлеще, если он напакостил. Так вы оцениваете личность, а не поступок, который он совершил. Поэтому фраза «Так делать нельзя, это плохо!» будет психологически более верной. Важно даже каким тоном вы это скажете. И не забудьте объяснить, почему так делать нельзя и как делать правильно.
Как только кроха поползет, ему придется объяснить некоторые правила поведения. Что трогать можно, что нельзя, и почему. Сразу же установите четкие границы дозволенного. Например, если вы сказали, что трогать плиту или мусорное ведро ни в коем случае нельзя, не поленитесь каждый раз, когда малыш будет на них посягать, напоминать об этом. Этот процесс очень важен в воспитании вашего крохи! Но, воспитывая, не забывайте относиться к ребенку с уважением, любовью и терпением!
Помните, что, по мнению дедушки Фрейда, все психологические комплексы идут из детства. Кстати, первые полтора года жизни он окрестил оральной стадией развития ребенка, потому что главный орган чувств малыша в эти месяцы жизни – это рот. Ребенок не только может питаться, но и способен познавать окружающий мир, испытывая множество приятных ощущений. В течение этой стадии формируются определенные черты личности человека. И как именно они проявятся в будущем, зависит от того, благополучно ли протекала эта стадия развития.
Хуже всего, если в этот период мама излишне строга, игнорирует потребности, или наоборот, окружает чрезмерной опекой, стараясь предугадать любое желание. В этот период ребенку еще не под силу самостоятельно отделить себя от мамы, поэтому такие модели поведения накладывают на него свой отпечаток. В результате у ребенка может сформироваться чувство зависимости, неуверенности в себе. Впоследствии он будет требовать от окружающих «материнского» отношения, испытывать острую потребность в поддержке и одобрении.
Развиваемся за компанию
Обратите внимание, что малышу после 6 месяцев мало быть просто рядом с мамой, мало ее ласковых слов и объятий. Он обязательно будет трогать и изучать все до чего сможет дотянуться: нос, глаза, язык, серьги, пуговицы, бусы. Ему интересно наблюдать, как взрослый играет с игрушкой, как меняется мимика на его лице. Это означает, что эмоциональный контакт переходит на более высокий уровень - «сотрудничество». Теперь ребенок развивается в связке со взрослым, стараясь подражать ему. Для этого подходят игры в ладушки, прятки и «ку-ку».
Очень много дают малышу простые бытовые ситуации. Пошли ли вы умываться, кушать, в магазин, или занялись уборкой, рассказывайте крохе обо всех своих намерениях, действиях, называйте предметы, которые берете. «Сейчас будем умываться. Давай включим воду. А где наша щетка? Почистим ею наши маленькие зубки. Теперь зубки чистые». И обязательно хвалите малыша за конкретные действия: за то, что он покушал, собрал пирамидку. Так малыш получает уроки ориентирования на эмоциональное поведение мамы и ее отношение к той или иной ситуации.
Для развития речи с ребенком нужно постоянно разговаривать. Он должен слышать речь, причем четкую и разборчивую. Очень полезно подражать лепету ребенка. Он произносит звук, вы его повторяете. При этом он видит, как двигаются ваши губы и язык, и слышит этот звук в правильном исполнении. Если между вами завяжется перекличка, попробуйте произнести новый для крохи звук. И он попытается его повторить. Стремление к подражанию используйте во всем. Выложите шарики из коробки, покатайте их, соберите обратно. Или соберите пирамидку, а потом разберите. Это на наш взгляд эти действия примитивны, а для него это первые самостоятельные манипуляции с предметами.
Сенсомоторное развитие ребенка после 6 месяцев
6-7 мес
- ползает;
- лежа на спине, играется с ножками, пробует их на вкус;
- пьет из чашки в маминых руках;
- ходит, держась при это за обе руки мамы.
7-8 мес.
- может вставать и ходить, держась за опору;
- подползая к мебели, пытается встать, опираясь на нее;
- смело и быстро садится и может поменять положение сидя, т.е. пересесть с одного места на другое, поменять позу;
- появляется навык «пинцетного захвата» - ребенок может взять мелкий предмет большим и указательным пальцами.
8-9 мес.
- переходит от одного предмета к другому, используя приставной шаг, слегка держась руками за опору;
- уверенно подтягивается на руках, взбирается на кресла и диваны;
- способен открывать и закрывать крышки, помещать один предмет в другой;
- умеет держать в руке бутылочку, подносить ее ко рту, обсасывать.
Эмоциональное развитие
6-7 мес.
- умеет проявлять нежные чувства, обнимает и целует лицо взрослого, который ему симпатичен;
- быстро успокаивается, если ударился.
7-8 мес.
- начинает опасаться чужих;
- эмоционально отзывается на настроение взрослых;
- начинает проявлять интерес к другим детям, наблюдать за их поведением.
8-9 мес.
- борется за внимание взрослого к себе разными доступными способами: может намеренно хныкать, выбрасывать игрушки, демонстрировать свои навыки и умения;
- способен обижаться, если взрослые допускают резкий тон.
Умственное развитие
6-7 мес.
- показывает знакомые ему предметы по просьбе взрослого;
- любит долго лепетать – несколько раз произносит одни и те же слоги;
- интересуется своим телом.
- трогает себя за нос, ушки, волосы, гладит по животику.
7-8 мес.
- в ходе развития ребенка после 6 месяцев начинают появляться слова-жесты: малыш умеет махать рукой «пока», хлопать ладошкой по руке взрослого -«привет»;
- много бодрствует, подолгу играет с игрушками: любит рассматривать, постукивать игрушкой об игрушку;
- умеет лепетать шепотом.
8-9 мес.
- малыш отождествляет себя со своим именем и может оборачиваться на зов;
- с предметами может обращаться по-разному в зависимости от их принадлежности: может катать мячик, вынимать один предмет из другого, сжимать и разжимать резиновые игрушки.