Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и развиваться!». Мамочки малышей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», подробно описывают, как закалить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детсадовскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете — спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное — как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что делать?..»). А вы сами, морально и материально готовясь к эпохальному событию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества детского коллектива?
Камера хранения
Нет сомнения в том, что детский сад — замечательное изобретение человечества, подарок для современных родителей и тому подобное. Но если обратиться к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад — это своеобразная «камера хранения», куда можно «сдать» малыша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсеместно появляться лишь после Октябрьской революции, когда мам и бабушек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.
Конечно, пребывание малыша в детском саду сложно сравнить с положением «картины, корзины и картонки» в багаже — здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогулки... Но иногда на другой чаше весов — частые болезни и стрессы привыкания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспитателем, семейные сложности и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?
Борьба за социализацию
«А как же общение со сверстниками?!» — разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем — нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы формируются по признаку возраста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребенку необходимо — но в таких ли количествах, как в детском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие — все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.
Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, утверждать себя в коллективе. И ключевое слово — «вынужден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша — только навредить ему.
Дисциплина: за и против
«Чему должен научить детский сад, так это дисциплине!» — скажут «традиционные» родители. И конечно, будут правы. В среднестатистическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрослых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисциплиной мы понимаем «преодоление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую — и физиологических потребностей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я старше!»? Может, более правильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим — но уж никак не беспрекословного подчинения, граничащего со страхом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских детских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, которые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно — и бездумно! — подчиняются авторитету. Такие люди удобны для тоталитарного общества. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приучать ребенка к организованности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?
С пользой дома
Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад — мероприятие не для вас, обязательно продумайте, как сделать так, чтобы ваш ребенок развивался гармонично.
1. Общение
Многих родителей пугает перспектива предстоящего похода в школу — мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсутствие в жизни малыша детского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабушкой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, приглашайте гостей, посещайте кружки и секции — 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребенок стал полноценным членом детского общества.
2. Интеллектуальное развитие
До определенного (школьного) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту — даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед — разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество развивающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуальное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих центров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая — покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлекательной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисовать... Хотя идея «репетиторства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!
3. Самооценка и уверенность в себе
Чтобы вырасти психологически благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрослыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку — но лишь в том случае, если общение строится либо на принципах «кумира семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее воспитание малыша может показаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов — постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд — ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребенка — в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Советском Союзе, мысль о том, что посещение детского сада — это вовсе не обязательное мероприятие, может показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чуткими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце концов, есть родители, у которых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор — идти или не идти — у вас все-таки есть, сделайте его сознательно, взвесив все «за» и «против», прислушавшись к своему сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.
А как же развитие?
Немаловажным аргументом в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специальных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день — как правило, это рисование, чтение, музыка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспитателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптировать учебную программу под каждого конкретного малыша.
Вот и получается, что интересно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малышу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписание» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.