Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

09.04.2011

Воспитать слишком активного ребенка

Будь у них возможность, непременно понеслись бы кудо-то в первые же недели жизни, а пока, как волчок, вертятся в кроватке. Стремительное ползание - это только начало. Но едва окрепнут ножки, такие малыши, игнорируя ходьбу, сразу перейдут на бег. И будут без устали носиться, догонять, карабкаться. Изо дня в день. Это, безусловно, гиперактивные дети – беда многих родителей и объект беспокойства врачей. О том, как воспитать слишком активного ребенка, и пойдет речь ниже. 
2 80572

Проявления гиперактивности

Руки, как и ноги, без остановки мелькают в воздухе, ломают, перебирают, хватают, щупают. Голова поворачивается на 180 гра­дусов - вдруг что интересное пропустишь! Но интереса, а точнее, лю­бопытства, увы, хватает на секунды, и ребёнок немедленно пере­ключается на что-нибудь ещё, так и не уловив сути происходящего.

Пытливость не в его характере. От него редко услышишь «по­чему» и «зачем». Но если на чадо, как говорится, найдет, то за пять минут взрослый услышит двадцать вопросов, и ни на один не ус­пеет ответить. Слишком активный малыш просто забывает, что ответ надо выслушать. Да и времени нет. Он же весь в делах, у него куча «проблем», тре­бующих немедленного решения. И за минуту он начнёт (и, конеч­но, не закончит) невероятное количество разнообразных дел. Воз­можно, маме удастся покормить своего карапуза, но кушать он предпочтёт стоя, поминутно отвлекаясь на что-нибудь более ин­тересное, чем тарелка с супом. В общественных местах такое дитя сразу привлекает к себе внимание, потому что норовит везде за­лезть и всё схватить, игнорируя замечания родителей. Поистине, не ребёнок, а сгусток кипучей и кипящей энергии, держащий в по­стоянном напряжении родителей и доводящий их порой до пол­ного эмоционального и физического истощения.

Впрочем, не спешите заносить своё чадо в список гиперактив­ных. Этот диагноз, точное его название - синдром дефицита вни­мания и гиперактивность, может поставить только врач, невролог или психиатр, и то на основе специальной диагностики. Гиперактивен не каждый бурлящий энергией карапуз. Боль­шинство детей 1,5-2 лет находятся в постоянном движении с утра до ночи. Но при этом хорошо концентрируют внимание и могут долго удерживать его.

Если это все-таки диагноз

У гиперактивности три попутчика: расстройство внимания, двигательная расторможенность, импульсивность поведе­ния. Причем первый присутствует всегда. Слишком активным детям с дефицитом внимания не под силу дол­го сосредотачиваться на каком-то одном занятии, его внимание легче лёгкого привлечь, но практически невозможно удержать - оно «перескакивает» с одного предмета на другой. Ребёнок слы­шит, когда к нему обращаются, но не реагирует. Он не способен са­мостоятельно доводить работу до конца, даже если взялся за неё с энтузиазмом. Задание, требующее усидчивости и сосредото­ченности - для него скучно и неприемлемо.

Двигательная активность выражается суетливостью. Дети не могут усидеть на месте, мало отдыхают, играют только в подвижные шумные игры, совершают посторонние движения, выполняя зада­ния, требующие усидчивости, - болтают ногами, щёлкают пальца­ми. И, наконец, импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям. Человечек готов ответить до того, как его спросят, не может дождаться своей очереди; не любит под­чиняться правилам, а настроение его меняется, как погода весной. Импульсивные дети редко задумываются о последствиях своего поведения, поэтому часто попадают в опасные ситуации.

Что же провоцирует гиперактивность? В большинстве случаев неблагоприятное течение беременности - кислородное голодание плода, угрозы выкидыша; курение, стрессы; недоношенность, стремительные или затяжные роды, черепно-мозговые травмы, тя­желые, с высокой температурой, вирусные и инфекционные забо­левания в первые несколько лет жизни и другие причины.

Это временно

Медикаментозное лечение, если в нём есть необходимость, назначает врач. Ведь гиперактивность - не шалость, не балов­ство, а серьезная патология. С гиперактивными детьми с дефицитом внимания общаться надо мягко и спокойно: они очень чувствительны и восприимчивы к настроению близких, легко «заряжаются» положительными и отрицательными эмоциями. Воспитать слишком активных детей непросто. 

Хвалите ребенка за любую мелочь: гиперактивные дети иг­норируют замечания, но очень чувствительны к похвале. Старайтесь дать положительную оценку ребёнку, а отрица­тельную - его поступкам. «Ты хороший малыш, но сейчас посту­паешь неверно, лучше сделать иначе».

Ставьте задачи, соответствующие способностям чада. Избавьтесь от искушения записать малыша сразу в пять кружков. Это приведёт лишь к переутомлению и ещё большему эмоциональному возбуждению. Прежде чем отреагировать на проступок ребёнка, посчитай­те до десяти и постарайтесь охладить эмоции. Ваша нервозность спровоцирует то же чувство и у малыша.

Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях. Наказание, если без него не обойтись, должно сразу же следо­вать за провинностями. Продумайте режим дня малыша и выполняйте его неукоснитель­но. Ребенку надо знать, когда он должен встать, кушать, идти гулять. Старайтесь приобщать карапуза к подвижным играм, в кото­рых найдёт применение бьющая ключом энергия. Желательно занять чадо спортом, доступным его возрасту и темпераменту. А чтобы выработать у гиперактивного ребёнка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть в тихие игры, на­пример, мозаику, лото, домино. Помогают и книги – ими можно надолго увлечь малыша.

Старайтесь, чтобы просьба, обращенная к малышу, не содер­жала сразу несколько указаний, иначе ребёнок не услышит вас или выполнит лишь половину того, о чём его попросили. Таких детей часто обвиняют в рассеянности, но это не так. Просто малыш не в состоянии воспринять несколько просьб одновременно. Иногда кажется, что его просто невозможно воспитать - слишком активный ребенок на первый взгляд неуправляем. Но когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подрост­ковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Конечно, дорогие родители, если вы помогаете гиперактивному ребён­ку с дефицитом внимания справиться с этим состоянием.

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера