Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

15.04.2011

Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе

Скоро лето и до следующего учебного года остается совсем немного времени. Мягко и без стрессов подготовьте его за оставшиеся месяцы к особенностям школьного процесса. Чтобы понять, нуждается ли ваш карапуз в помощи и, если да, то в какой именно, найдите в своем расписании полчаса и проведите графический тест-эксперимент и определите учебный тип малыша. Это лучшая диагностика готовности дошкольников к обучению в школе.
0 67193

ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Вам понадобятся пять листов бумаги и карандаш. На первом листе аккуратно нарисуйте в ряд квадрат, ромб, треугольник, круг и трапецию, ниже - строчку из соединенных письменных строчных букв «е», еще ниже - из "ч".

1 этап: проверочный

Попросите ребенка скопировать изображения на второй лист бумаги, а сами отойдите. Когда малыш закончит, проверьте, насколько хорошо он справился. Ошибками считаются пропуски фигур и букв, перемена их местами, разворачивание в другую сторону, увеличение и уменьшение размеров больше чем в полтора  раза, отсутствие соединений между элементами изображений. Разберите с сыном или дочкой, что было сделано неверно.

2 этап: обучающий

Дайте ребенку третий чистый лист, чтоб он снова выполнил это задание. На этот раз останьтесь рядом с ним и разрешите советоваться с вами. Оцените количество ошибок.

3 этап: контрольный

На четвертом листе снова сами нарисуйте те же задания, но в другом порядке. Сначала орнамент из буквы «ч», потом треугольник, ромб, круг, трапецию, квадрат, после - орнамент из «е». Предложите их скопировать на пятый лист. Выйдите из комнаты. Когда будет готово, проверьте, сколько на этот раз допущено ошибок. Теперь сравните результаты трех заданий. Возможны четыре варианта ваших действий, соответствующие четырем типам готовности к школе.

ЧЕТЫРЕ ТИПА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Школьный тип

Малыш легко и безошибочно спра­вился с задачей на первом этапе? Если он будет посещать обычную школу, лучшее, что вы можете сделать нынеш­ним летом — это как следует отдохнуть и набраться новых впечатлений. Чтобы в школе маленькому «профессору» не было скучно, попросите учителя давать ему дополнительные задания или более трудные варианты, поскольку материалы стандартной программы для него слиш­ком просты и не будут находиться в зоне его ближайшего развития. А это необхо­димо для поддержания интереса к учебе. Предполагается, что предметы будут изучаться углубленно, соответственно статусу специализированной школы? Усложните задание: нарисуйте большее количество геометрических фигур не­обычной конфигурации, орнаменты из письменных букв могут состоять из че­редования разных элементов. Опять справился? Тогда расслабьтесь. Возникли трудности? Проведите испытание по всем трем этапам.

Отличительные особенности. Сам отвечает на свои и чужие вопросы, любит читать, охотно играет и со сверс­тниками, и в компьютерные игры, с удо­вольствием мастерит сложные поделки, отходя от образца. Ему нравится полу­чать задания от взрослых и выполнять их быстрее и креативнее всех. Такой малыш хочет учиться в школе, причем его привлекает возможность уз­нать что-то новое.

Что делать?

- Займитесь с крохой спортом.

- Старайтесь, чтоб он качественно питался, хорошо высыпался и еже­дневно бывал на свежем воздухе не меньше двух-трех часов.

- Приучайте сына или дочку к пра­вильной осанке (ноги под прямым уг­лом к стулу и полу, локти на столе, очень полезна для зрения и позво­ночника поза «по-турецки»).

- Следите, чтобы малыш не завел привычку жевать что-нибудь малопо­лезное, читая книжку.

- Найдите способы, которые помога­ют вашему ребенку расслабляться: ванна, массажик или активное обсуж­дение дневных событий.

Предшкольный тип

Ребенок допустил несколько незна­чительных ошибок на первом этапе, но справился со вторым и третьим? Он у вас классический «предшкольник», именно для него написаны школь­ные программы, с такими, как он, обу­чены работать педагоги обычных школ. Если же предстоит посещать «необыч­ную» школу, то нужно постараться дотя­нуться до уровня «школьник».

Отличительные особенности. Задает множество вопросов и добива­ется ответов на них, любит играть в ро­левые игры (в войну, дочки-матери), особенно с участием взрослых, в со­ревновательные игры со сверстниками. Обожает слушать новые интересные книжки и смотреть научно-популярные передачи, увлекается компьютерными стратегиями. Немного нетерпелив, не хватает усидчивости. Часто спорит. Хо­чет идти в школу, но иногда сомневает­ся: нужно ли? Его привлекают возмож­ность завести там новых друзей или учиться вместе со старыми, переход на более взрослую ступеньку.     

Что делать?

- Поощряйте будущего первоклашку собирать конструктор, пазлы и мозаи­ку строго по инструкции. Чтобы ваше­му умничке было интересно, подби­райте такие конструкторы, мозаики и пазлы, что ему под силу, но не слиш­ком легкие. Важно, чтоб он справлял­ся самостоятельно. Если ваша помощь необходима, то пусть она будет мини­мальной. Таким образом, вы убиваете сразу двух зайцев: отрабатываются и самостоятельное выполнение зада­ния, и навык работы по образцу.

- Пусть в семье войдут в привычку на­стольные игры с четкими правилами. Это могут быть лото, сюжетные игры с кубиком и фишками («Монополия»), домино. Когда ребенок освоит этот увле­кательный ритуал, доверьте ему подго­товку к игре (разложить карточки, рас­ставить фишки) и последующую уборку (аккуратно сложить все в коробку). Эти навыки пригодятся впоследствии при складывании портфеля.

- Предложите крохе разучивать сти­хи. Выбирайте те, которые сможете рассказывать вместе с ним по ролям. Это приучит ребенка прикладывать усилия для достижения цели - знать стишок наизусть. Заодно разовьет слу­ховую память. Она наиболее важна для усвоения информации в первом классе, когда материал черпается со слов учителя, а не из учебника.

- Приучайте мышление малыша к дис­циплине. Помните, как Холмс изумлял Ватсона, восстанавливая прошлое и предсказывая будущее первого случай­ного прохожего по внешнему виду? По­упражняйтесь в дедуктивном методе на картинах художников-реалистов. По­могайте крохе делать выводы с помо­щью вопросов: эти дети только что при­шли в лес или уже давно здесь? Как это можно определить? О чем говорят кор­зинки, полные грибов?

- Сын или дочка не признают правил? Проведите день непослушания. Прекра­тите исполнять свои обязанности: не иг­райте с ребенком, не выполняйте дан­ных ему обещаний, покапризничайте, прежде чем подать долгожданный ужин.

Игровой тип

Кроха сделал много ошибок в пер­вом задании, лучше выполнил вмес­те с вами второе, но почему-то снова допустил кучу ошибок в самостоя­тельном третьем? Обаятельный и обязательный ребенок вначале будет всеобщим любимцем, но при малейшем усложнении учебного ма­териала к середине учебного года он на­чнет испытывать серьезные трудности. Дело в том, что кроха не приучен к само­стоятельному мышлению и изо всех сил старается быть «как все».

Отличительные особенности. Очень чувствителен к оценке взрослых, добивается похвалы и сильно расстраи­вается из-за малейшей критики. Усид­чив, послушен, любит помогать. С удо­вольствием собирает конструкторы и мозаики по образцу, играет в хорошо знакомые игры с четкими пра­вилами, слушает одни и те же книжки. Компьютеру и телевизору предпочитает живое общение. Обычно это девочка. Мечтает о статусе школьника, но не по­нимает, что ходить в школу и учиться - это разные вещи. Больше привлекают новый рюкзак, форма, тетрадки, чем возможность получать знания и опыт общения с новыми людьми.

Что делать?

- Спрячьте схемы от конструктора и образцы от мозаики! Пусть малыш попробует создать что-то свое. Подтал­кивайте к самостоятельной работе, даже если качество выполнения страдает. Ре­бенок должен поверить в свое право на собственное мнение.

- Пусть собирает пазлы без картинки, подбирая элементы под руководством логики и интуиции. Можете немножко помогать. Нужно, чтобы он убедился, что и своим умом, без подпорок инструкций, можно добиться отличного результата.

- Играйте в игру «Что было бы, если сол­нце светило ночью, а не днем? Если б де­ти были воспитателями, а взрослые ходи­ли б в садик? Это раскрепощает фанта­зию и творческие силы, заставляет задумываться над сутью явлений, про­буждает интерес к привычным вещам.

- Всегда отвечайте на все вопросы крохи. Если не знаете, попробуйте вмес­те построить возможные версии. Де­тская любознательность похожа на кос­тер: чем больше ответов-дровишек в нее кидаешь, тем сильнее она разгора­ется. И наоборот, вопросы, оставшиеся без ответа, гасят жажду познания.

- Ребенок привык слушать перед сном сказки? Рассказывая или читая новую историю, не заканчивайте ее, а попроси­те малыша придумать продолжение. Можно обосновать это тем, что продол­жение в следующей книге, которой у вас нет или что вы не смогли дослушать эту историю по радио.

- Предложите вниманию ребенка го­ловоломки. Важно, чтобы они были ему по силам, так как основной смысл - научить интеллектуально ра­ботать на конечную цель, а не просто пребывать в процессе.

Дошкольный  тип

Карапуз отказался выполнять зада­ние, «запорол» все три этапа или тре­тий выполнил хуже, чем первый? Тогда, согласно диагностике готовности к обучению в школе, перед нами весьма нестандартная лич­ность. В нем очень развито детское нача­ло. С одной стороны, это хорошая пред­посылка для того, чтоб из вашего сына или дочки вырос творческий человек, но с другой, это может обернуться эмоциональной незрелостью и инфантильнос­тью, неумением найти себя в жизни. В школе ему придется тяжело, так как он не готов выполнять задания по об­разцам и правилам, а на одном самовы­ражении в школе, даже с гуманитарным уклоном, далеко не уедешь. Поэтому, если есть возможность, лучше отложить учебу в шкале на год. Если нет, то было бы хорошо привлечь репетитора с опы­том преподавания в начальных классах.

Отличительные особенности. «Не слышит» взрослых, делает вид, что ему все равно, что о нем думают окружающие. Мастерит без всяких схем, по-своему. Не любит слушать книжки, предпочитает телевизор, а иг­рам с друзьями - компьютерные игры. Делает только то, что нравится, но ред­ко доводит до конца. Чаще всего это мальчик. В школу ходить не хочет. Раз­ве что в такую, где будут одни переме­ны и лишь иногда физкультура и пение.

Что делать?

- Играйте с малышом в ролевые игры, где вы командир, а он — ваш самый ге­роический солдат или где вы - продю­сер, а он - восходящая звезда. Важно, чтобы вы находились на более высокой иерархической ступени и ребенку в ходе игры было необходимо вам под­чиняться. При этом его роль должна быть очень почетной и привлекательной.

- Приобщайте малыша к кропотливой работе по определенным правилам и обязательно доделанной до конца. Если сам он не проявляет интереса к раскрас­кам, мозаикам, пазлам, конструкторам, то покупайте их якобы себе и, сделав работу на три четверти, оставляйте на видном месте. Карапуз непременно за­хочет завершить за вас. Только не за­ставляйте и даже не предлагайте.

- Пишите друг другу зашифрованные письма-рисунки. Постепенно от рисун­ков малыш перейдет к обобщенным символам собственного изобретения, а там и до интереса к письменности и к обучению в школе недалеко. Заодно потренируется мелкая моторика руки. А, отгадывая ваши каракули, кроха ус­воит, что для того, чтобы быть понятым, нужно приложить усилия и стать понят­ным. И не только вам, но и ему.

- Если ребенок увлекается искусством или спортом, организуйте ему мастер-классы. Пусть каждое занятие заканчи­вается маленьким достижением — разу­ченной песенкой, движением, рисунком, поделкой, которыми можно гордиться.

- Прикрепите на холодильник магнит­ную азбуку и пусть карапуз с ее по­мощью выражает свои пожелания по поводу десерта и перекусов.

- Перестаньте критиковать или не­умеренно захваливать малыша. Попро­буйте общаться, не вынося оценок. Ес­ли вы склонны критиковать, то начните с того, чтобы прекратить ругать... себя! Разрешите быть несовершенными и се­бе, и крохе. Если ему на голову льется чересчур много лести, значит, не удов­летворена ваша собственная потреб­ность в комплиментах. Известите об этом супруга и чаше бывайте там, где вас по достоинству оценят.

- Тренируйте внимание дошкольника с по­мощью специального квадрата. Вы­режьте из листа ватмана квадрат со стороной 25 см. Расчертите его на 25 секторов, и в каждый из них внесите числа от 1 до 25 в хаотическом порядке. Пусть кроха находит их все по очереди. Чтобы не было привыкания, нужно из­готовить несколько плакатов с числами, размешенными по-разному. Можете предложить крохе самому вписать чис­ла. Кстати, если прикрепить таблицу так, чтоб ее центр находился на расстоя­нии 30-35 см от глаз ребенка, то при этом еще будет расширяться угол его периферического зрения. В будущем это поможет увеличить скорость чтения.

- Проведите экскурсию по школе и дайте ребенку возможность пооб­щаться с учителями и учениками. Ни в коем случае не запугивайте учебным заведением: дескать, там из тебя сделают человека! О школе нужно говорить только позитивно!

- Будет просто здорово, если сразу после диагностики готовности дошкольников к обучению в школе вам удастся познакомить и подружить сына или дочку с будущими одноклассника­ми. Попросите у вашего учителя телефоны родителей, созвони­тесь с ними и предложите вместе вы­ехать на природу или сходить в парк с аттракционами. Приглашайте ребят к себе в гости, гуляйте вместе с ними во дворе. И ваш непоседа будет ждать первого сентября с нетерпением! 

Автор: Дарья Сотникова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера