ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Вам понадобятся пять листов бумаги и карандаш. На первом листе аккуратно нарисуйте в ряд квадрат, ромб, треугольник, круг и трапецию, ниже - строчку из соединенных письменных строчных букв «е», еще ниже - из "ч".
1 этап: проверочный
Попросите ребенка скопировать изображения на второй лист бумаги, а сами отойдите. Когда малыш закончит, проверьте, насколько хорошо он справился. Ошибками считаются пропуски фигур и букв, перемена их местами, разворачивание в другую сторону, увеличение и уменьшение размеров больше чем в полтора раза, отсутствие соединений между элементами изображений. Разберите с сыном или дочкой, что было сделано неверно.
2 этап: обучающий
Дайте ребенку третий чистый лист, чтоб он снова выполнил это задание. На этот раз останьтесь рядом с ним и разрешите советоваться с вами. Оцените количество ошибок.
3 этап: контрольный
На четвертом листе снова сами нарисуйте те же задания, но в другом порядке. Сначала орнамент из буквы «ч», потом треугольник, ромб, круг, трапецию, квадрат, после - орнамент из «е». Предложите их скопировать на пятый лист. Выйдите из комнаты. Когда будет готово, проверьте, сколько на этот раз допущено ошибок. Теперь сравните результаты трех заданий. Возможны четыре варианта ваших действий, соответствующие четырем типам готовности к школе.
ЧЕТЫРЕ ТИПА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Школьный тип
Малыш легко и безошибочно справился с задачей на первом этапе? Если он будет посещать обычную школу, лучшее, что вы можете сделать нынешним летом — это как следует отдохнуть и набраться новых впечатлений. Чтобы в школе маленькому «профессору» не было скучно, попросите учителя давать ему дополнительные задания или более трудные варианты, поскольку материалы стандартной программы для него слишком просты и не будут находиться в зоне его ближайшего развития. А это необходимо для поддержания интереса к учебе. Предполагается, что предметы будут изучаться углубленно, соответственно статусу специализированной школы? Усложните задание: нарисуйте большее количество геометрических фигур необычной конфигурации, орнаменты из письменных букв могут состоять из чередования разных элементов. Опять справился? Тогда расслабьтесь. Возникли трудности? Проведите испытание по всем трем этапам.
Отличительные особенности. Сам отвечает на свои и чужие вопросы, любит читать, охотно играет и со сверстниками, и в компьютерные игры, с удовольствием мастерит сложные поделки, отходя от образца. Ему нравится получать задания от взрослых и выполнять их быстрее и креативнее всех. Такой малыш хочет учиться в школе, причем его привлекает возможность узнать что-то новое.
Что делать?
- Займитесь с крохой спортом.
- Старайтесь, чтоб он качественно питался, хорошо высыпался и ежедневно бывал на свежем воздухе не меньше двух-трех часов.
- Приучайте сына или дочку к правильной осанке (ноги под прямым углом к стулу и полу, локти на столе, очень полезна для зрения и позвоночника поза «по-турецки»).
- Следите, чтобы малыш не завел привычку жевать что-нибудь малополезное, читая книжку.
- Найдите способы, которые помогают вашему ребенку расслабляться: ванна, массажик или активное обсуждение дневных событий.
Предшкольный тип
Ребенок допустил несколько незначительных ошибок на первом этапе, но справился со вторым и третьим? Он у вас классический «предшкольник», именно для него написаны школьные программы, с такими, как он, обучены работать педагоги обычных школ. Если же предстоит посещать «необычную» школу, то нужно постараться дотянуться до уровня «школьник».
Отличительные особенности. Задает множество вопросов и добивается ответов на них, любит играть в ролевые игры (в войну, дочки-матери), особенно с участием взрослых, в соревновательные игры со сверстниками. Обожает слушать новые интересные книжки и смотреть научно-популярные передачи, увлекается компьютерными стратегиями. Немного нетерпелив, не хватает усидчивости. Часто спорит. Хочет идти в школу, но иногда сомневается: нужно ли? Его привлекают возможность завести там новых друзей или учиться вместе со старыми, переход на более взрослую ступеньку.
Что делать?
- Поощряйте будущего первоклашку собирать конструктор, пазлы и мозаику строго по инструкции. Чтобы вашему умничке было интересно, подбирайте такие конструкторы, мозаики и пазлы, что ему под силу, но не слишком легкие. Важно, чтоб он справлялся самостоятельно. Если ваша помощь необходима, то пусть она будет минимальной. Таким образом, вы убиваете сразу двух зайцев: отрабатываются и самостоятельное выполнение задания, и навык работы по образцу.
- Пусть в семье войдут в привычку настольные игры с четкими правилами. Это могут быть лото, сюжетные игры с кубиком и фишками («Монополия»), домино. Когда ребенок освоит этот увлекательный ритуал, доверьте ему подготовку к игре (разложить карточки, расставить фишки) и последующую уборку (аккуратно сложить все в коробку). Эти навыки пригодятся впоследствии при складывании портфеля.
- Предложите крохе разучивать стихи. Выбирайте те, которые сможете рассказывать вместе с ним по ролям. Это приучит ребенка прикладывать усилия для достижения цели - знать стишок наизусть. Заодно разовьет слуховую память. Она наиболее важна для усвоения информации в первом классе, когда материал черпается со слов учителя, а не из учебника.
- Приучайте мышление малыша к дисциплине. Помните, как Холмс изумлял Ватсона, восстанавливая прошлое и предсказывая будущее первого случайного прохожего по внешнему виду? Поупражняйтесь в дедуктивном методе на картинах художников-реалистов. Помогайте крохе делать выводы с помощью вопросов: эти дети только что пришли в лес или уже давно здесь? Как это можно определить? О чем говорят корзинки, полные грибов?
- Сын или дочка не признают правил? Проведите день непослушания. Прекратите исполнять свои обязанности: не играйте с ребенком, не выполняйте данных ему обещаний, покапризничайте, прежде чем подать долгожданный ужин.
Игровой тип
Кроха сделал много ошибок в первом задании, лучше выполнил вместе с вами второе, но почему-то снова допустил кучу ошибок в самостоятельном третьем? Обаятельный и обязательный ребенок вначале будет всеобщим любимцем, но при малейшем усложнении учебного материала к середине учебного года он начнет испытывать серьезные трудности. Дело в том, что кроха не приучен к самостоятельному мышлению и изо всех сил старается быть «как все».
Отличительные особенности. Очень чувствителен к оценке взрослых, добивается похвалы и сильно расстраивается из-за малейшей критики. Усидчив, послушен, любит помогать. С удовольствием собирает конструкторы и мозаики по образцу, играет в хорошо знакомые игры с четкими правилами, слушает одни и те же книжки. Компьютеру и телевизору предпочитает живое общение. Обычно это девочка. Мечтает о статусе школьника, но не понимает, что ходить в школу и учиться - это разные вещи. Больше привлекают новый рюкзак, форма, тетрадки, чем возможность получать знания и опыт общения с новыми людьми.
Что делать?
- Спрячьте схемы от конструктора и образцы от мозаики! Пусть малыш попробует создать что-то свое. Подталкивайте к самостоятельной работе, даже если качество выполнения страдает. Ребенок должен поверить в свое право на собственное мнение.
- Пусть собирает пазлы без картинки, подбирая элементы под руководством логики и интуиции. Можете немножко помогать. Нужно, чтобы он убедился, что и своим умом, без подпорок инструкций, можно добиться отличного результата.
- Играйте в игру «Что было бы, если солнце светило ночью, а не днем? Если б дети были воспитателями, а взрослые ходили б в садик? Это раскрепощает фантазию и творческие силы, заставляет задумываться над сутью явлений, пробуждает интерес к привычным вещам.
- Всегда отвечайте на все вопросы крохи. Если не знаете, попробуйте вместе построить возможные версии. Детская любознательность похожа на костер: чем больше ответов-дровишек в нее кидаешь, тем сильнее она разгорается. И наоборот, вопросы, оставшиеся без ответа, гасят жажду познания.
- Ребенок привык слушать перед сном сказки? Рассказывая или читая новую историю, не заканчивайте ее, а попросите малыша придумать продолжение. Можно обосновать это тем, что продолжение в следующей книге, которой у вас нет или что вы не смогли дослушать эту историю по радио.
- Предложите вниманию ребенка головоломки. Важно, чтобы они были ему по силам, так как основной смысл - научить интеллектуально работать на конечную цель, а не просто пребывать в процессе.
Дошкольный тип
Карапуз отказался выполнять задание, «запорол» все три этапа или третий выполнил хуже, чем первый? Тогда, согласно диагностике готовности к обучению в школе, перед нами весьма нестандартная личность. В нем очень развито детское начало. С одной стороны, это хорошая предпосылка для того, чтоб из вашего сына или дочки вырос творческий человек, но с другой, это может обернуться эмоциональной незрелостью и инфантильностью, неумением найти себя в жизни. В школе ему придется тяжело, так как он не готов выполнять задания по образцам и правилам, а на одном самовыражении в школе, даже с гуманитарным уклоном, далеко не уедешь. Поэтому, если есть возможность, лучше отложить учебу в шкале на год. Если нет, то было бы хорошо привлечь репетитора с опытом преподавания в начальных классах.
Отличительные особенности. «Не слышит» взрослых, делает вид, что ему все равно, что о нем думают окружающие. Мастерит без всяких схем, по-своему. Не любит слушать книжки, предпочитает телевизор, а играм с друзьями - компьютерные игры. Делает только то, что нравится, но редко доводит до конца. Чаще всего это мальчик. В школу ходить не хочет. Разве что в такую, где будут одни перемены и лишь иногда физкультура и пение.
Что делать?
- Играйте с малышом в ролевые игры, где вы командир, а он — ваш самый героический солдат или где вы - продюсер, а он - восходящая звезда. Важно, чтобы вы находились на более высокой иерархической ступени и ребенку в ходе игры было необходимо вам подчиняться. При этом его роль должна быть очень почетной и привлекательной.
- Приобщайте малыша к кропотливой работе по определенным правилам и обязательно доделанной до конца. Если сам он не проявляет интереса к раскраскам, мозаикам, пазлам, конструкторам, то покупайте их якобы себе и, сделав работу на три четверти, оставляйте на видном месте. Карапуз непременно захочет завершить за вас. Только не заставляйте и даже не предлагайте.
- Пишите друг другу зашифрованные письма-рисунки. Постепенно от рисунков малыш перейдет к обобщенным символам собственного изобретения, а там и до интереса к письменности и к обучению в школе недалеко. Заодно потренируется мелкая моторика руки. А, отгадывая ваши каракули, кроха усвоит, что для того, чтобы быть понятым, нужно приложить усилия и стать понятным. И не только вам, но и ему.
- Если ребенок увлекается искусством или спортом, организуйте ему мастер-классы. Пусть каждое занятие заканчивается маленьким достижением — разученной песенкой, движением, рисунком, поделкой, которыми можно гордиться.
- Прикрепите на холодильник магнитную азбуку и пусть карапуз с ее помощью выражает свои пожелания по поводу десерта и перекусов.
- Перестаньте критиковать или неумеренно захваливать малыша. Попробуйте общаться, не вынося оценок. Если вы склонны критиковать, то начните с того, чтобы прекратить ругать... себя! Разрешите быть несовершенными и себе, и крохе. Если ему на голову льется чересчур много лести, значит, не удовлетворена ваша собственная потребность в комплиментах. Известите об этом супруга и чаше бывайте там, где вас по достоинству оценят.
- Тренируйте внимание дошкольника с помощью специального квадрата. Вырежьте из листа ватмана квадрат со стороной 25 см. Расчертите его на 25 секторов, и в каждый из них внесите числа от 1 до 25 в хаотическом порядке. Пусть кроха находит их все по очереди. Чтобы не было привыкания, нужно изготовить несколько плакатов с числами, размешенными по-разному. Можете предложить крохе самому вписать числа. Кстати, если прикрепить таблицу так, чтоб ее центр находился на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка, то при этом еще будет расширяться угол его периферического зрения. В будущем это поможет увеличить скорость чтения.
- Проведите экскурсию по школе и дайте ребенку возможность пообщаться с учителями и учениками. Ни в коем случае не запугивайте учебным заведением: дескать, там из тебя сделают человека! О школе нужно говорить только позитивно!
- Будет просто здорово, если сразу после диагностики готовности дошкольников к обучению в школе вам удастся познакомить и подружить сына или дочку с будущими одноклассниками. Попросите у вашего учителя телефоны родителей, созвонитесь с ними и предложите вместе выехать на природу или сходить в парк с аттракционами. Приглашайте ребят к себе в гости, гуляйте вместе с ними во дворе. И ваш непоседа будет ждать первого сентября с нетерпением!