Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

30.06.2011

Развитие речи ребёнка раннего возраста

Наверное, для каждой мамочки первое словечко, сказанное её ребёнком, огромная радость и великое достижение. Многие родители даже огорчаются, когда увидят маленького разговорчивого «болтуна» - ровесника их дитяти, задумываясь: «Чего же наш ребёнок ещё не разговаривает, всё ли с ним в порядке? Возможно, нужно обратиться к специалисту? ». Важно знать, что у каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития, которая не является какой-то нормой или аномалией. Одни детки начинают раньше сидеть, ходить, другие, рано говорят, третьи могут ещё что-нибудь раньше своих ровесников.
7 99993

Нет каких-то чётких определённых рамок в плане развития ребёнка, есть ориентировочные сроки и нормы базового развития, вот и всё. Развитие речи ребёнка раннего возраста – сложный процесс, зависящий от множества факторов, как генетических, так и условий воспитания. Если генетическая предрасположенность к ранней разговорчивости – явление неизменное, то условия развития и воспитания зависят непосредственно от родителей малыша. Ведь, думаю, всем знакомо, что в неблагополучных семьях детки отстают в развитии – они начинают поздно говорить, читать и т. д. И это связано, прежде всего, от того, что ребёнок отдан в распоряжение самому себе, с ним никто не занимается, некому его научить. Одни мои знакомые удочерили ребёнка, так тот буквально через месяц начал активно говорить и в дальнейшем удивлять всех своими способностями. Если ребёнок был способен к ранней речи, то в благоприятных условиях развития и воспитания, он начал активно говорить.

Но всё же, во многом в развитии речи ребёнка можно повлиять. Для этого, прежде всего, нужно как можно больше общаться со своим малышом. Не зря же рекомендуют говорить ещё с не родившимся ребёнком, объясняя это тем, что малыш всё чувствует и достаточно понимает. В этом есть своя доля истины. Орган слуха малыша достаточно развит с момента рождения, поэтому говорить с ребёнком нужно как можно чаще. Важно не сюсюкать с малышом, а разговаривать обо всё на свете, как со взрослым человеком. Рассказывайте своему чаду, как вы его любите, позже рассказывайте, что вы делаете, любые движения, действия и эмоции озвучивайте. Так, ваш ребёнок не только будет чувствовать свою значимость, но и получать важную и полезную информацию, и, естественно, будет происходить развитие речи маленького человечка.

В общем, все детки раннего возраста (от рождения до трёх лет) проходят одинаковые этапы развития речевого аппарата. К году ребёнок уже произносит порядка десяти простых слов, прежде всего, таких как «мама», «баба», «папа», «дай» и т. д. Приблизительно к двум годам многие детки уже могут говорить маленькими предложениями из двух-трёх слов, и уже к четырёхгодичному возрасту дети могут говорить чётко и хорошо, как взрослые. Но, повторяю, это базовые нормы развития, и какое-то незначительное отклонение от них не является аномалией.

Таким образом, можем выделить три этапа в развитии речи ребёнка раннего возраста:

· Довербальный – это период развития речи малыша первого года жизни. На этом этапе ребёнок практически ничего не говорит, но происходит процесс становления речи. Малыш умеет выделять речь среди множества других звуков, происходит развитие чувствительности к характеру самой речи.

· Переход к активной речи – это развитие речевого аппарата ребёнка второго года жизни. Малыш произносит первые слова и простые двух-трёхсловные фразы. Вот как раз в этот период наиболее важно, чтобы ребёнок получал как можно больший эмоциональный контакт и общение со взрослыми, прежде всего, с родителями.

· Совершенствование речи. Когда ребёнок уже получил определённые навыки общения, его словарный запас составляет в среднем 300 значимых слов, происходит новый скачок речевого развития. Малыш всё точнее начинает выражать свои мысли, продолжает активно увеличивать свой словарный запас, улучшается произношение слов.

Речь ребёнка можно и нужно развивать, не только благодаря активному общению, но и благодаря специальным упражнениям. Некоторые считают, что упражнения по развитию речи нужны по особым показаниям, и это миссия логопеда заниматься с ребёнком, у которого проблема с речью. На самом деле это не так. Многие проблемы возникают, прежде всего, от неправильного общения взрослыми со своими детьми. Сюсюкание, неправильное произношение – предпосылки к неправильной речи вашего ребёнка. Маленькие детки, как губка, поглощают всю информацию, правильную и неправильную. Детки раннего возраста очень хорошо воспринимаю фонетику речи, поэтому, прежде всего, обратите внимание на свою речь, а потом уже ищите изъян в речи своего ребёнка.

Развитие ребёнка от самого рождения – сложный и одновременно интересный процесс. Большие и маленькие достижения малыша во многом зависят от «старания» взрослых, это же касается и развития речевого аппарата ребёнка. Важно не только общаться со своим ребёнком, а и всячески стимулировать его речевую деятельность. Для этого не помешает придерживаться некоторых рекомендаций специалистов:

· Говорите, говорите и ещё раз говорите со своим ребёнком: озвучивайте свои действия, эмоции и намерения.

· Повторяйте с малышом его первые издаваемые звуки-слоги: «ма-ма-ма», «му-му-му» и т. д. Таким образом, вы заинтересуете малыша и поддержите с ним «первый разговор».

· Доказано, что развитие речи и мелкой моторики тесно связаны между собой. Поэтому, давайте малышу «пощупать» различные на ощупь материалы, предметы разных размеров и форм.

· Старайтесь реагировать не только на мимику малыша, выражающую потребность, но и стимулировать его сказать желаемое, к примеру, «дай». Пусть ребёнок не только пальчиком показывает, чего хочет, но и называет вещи своими именами.

· Если ваш малыш заинтересовался книгами – это прямой путь к развитию речи. Приобретайте книжки-картинки и изучайте с ребёнком окружающий мир: предметы обихода, животных, действия и т. д.

· Если ровесники малыша уже говорят, не мешало бы пустить ребёнка в этот круг общения.

· Читайте ребёнку книги, пойте песенки и не пытайтесь заменить живое общение говорящими игрушками.

Автор: Сливенко Светлана Ивановна

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера