Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

07.03.2010

Гиперактивность – не вина, а беда ребёнка


Если бы в моем детстве знали выражение «Гиперактивность и дефицит внимания», на мне, возможно, не висели бы все ужасные ярлыки: «невнимательная, неряха, растяпа». Мой первый же день в детском саду закончился в углу. Мои школьные тетради покрывали язвительные ремарки учительницы: «Пишет курица, а не ученица!» А чего стоит дневник: «Бегала по партам и кукарекала», «Выкрикивала на уроке пения». Что выкрикивала? Почему? Не помню...

2 30949

Никто не хотел дружить со странной, не­ловкой девочкой, которая то не к месту начинала хохотать, то перебивала окружа­ющих нелепыми россказнями, то залива­лась без причины слезами... Я не одинока. В каждом классе или детса­довской группе найдется такой горемыка. Стоит маленькому шустрику переступить порог школы или детского сада, на его рас­трепанную голову обрушивается шквал уп­реков. Да и дома измученные родители ед­ва справляются с буйным темпераментом чада. В итоге за ним закрепляется репута­ция неуправляемого, избалованного, труд­новоспитуемого. Но «провинился» бедняга лишь в том, что страдает гиперактивно­стью, едва лине самым распространенным расстройством нервной системы. А ведь гиперактивность – не вина, а беда ребёнка. На прошедшем недавно в Москве фору­ме «Охрана здоровья детей в России» было объявлено, что только в нашей стране синдром гиперак­тивности и дефицита внимания (СДВГ) за­фиксирован у двух миллионов детей!

Обычно родители начинают понимать, что с ребенком что-то неладно, годам к четырем. Малыш вроде бы растет умненьким, любознательным, но не может сосредоточиться ни на чем: послушает минутку сказку - требует краски, потом, не дорисовав, хватает конструктор. На месте не может усидеть ни секунды: постоянно вертится, вскакивает, что-то перебирает руками. И хотя он целый день в движении, двигается тоже как-то странно: резко, рывками, часто падает, налетает на препятствия. Еще хуже дело обстоит с поведением: приступы безудержного веселья сменяются агрессией. Малыш очень быстро утомляется, но чем сильнее устает, тем больше буйствует. Ему вроде бы хочется общаться, но строить долговременные отношения он не умеет, с жаром включается в групповые детские игры, но быстро к ним охладевает. В разговоре не слушает собеседника, перебивает. Но, как правило, все это до просто списывают на особенности темперамента, кризисов трудного возраста, дурного воспитания. В полной же мере родители понимают серьёзность проблемы, когда ребенку приходится переступить порог первого класса. Наше среднее образование рассчитано на среднего ребенка, без всяких там синдромов. Но особенно нетерпимо школа относится именно к гиперактивным детям: шумным, неряшливым, неудобным. Да что там школа! Возмутителя спокойствия не будут терпеть ни в спортивной секции, ни в изостудии.

Именно поэтому нужно как можно раньше начинать исправлять положение. В первую очередь, нужно признать для самих себя, что ваш ребенок особенный, и в этом никто ни виноват: ни вы, ни он, ни кто-то другой. Не оставайтесь один на один со своими проблемами. Постарайтесь обязательно показать ребенка хорошему специалисту, а лучше двум: невропатологу и психотерапевту. Если квалифицированных специалистов рядом с вами нет - ищите как можно более полную информацию об этом состоянии. Нужно понять сразу: гиперактивность - это не болезнь, а особый психологический статус, который можно откорректировать, но не исправить до конца, и превратить вашего шустрика в покладистого тихоню вам не удастся никакими средствами. Чем вы действительно можете помочь, так это научить маленького человека жить в гармонии с собой и окружающими, обеспечить ему возможность нормально учиться.

Самый простой путь коррекции - медикаментозный. Но психотропные и ноотропные препараты, назначаемые при СДВГ, имеют очень серьезные побочные эффекты и целый комплекс противопоказаний. И важно помнить: пос­ле их отмены симптомы могут вернуться с ут­роенной силой. В общем, принимать их мож­но лишь под строжайшим контролем врача и по действительно серьезным показаниям. Есть и более щадящие методы. Очень не­плохо помогает специальная коррекционная гимнастика, позволяющая «перелепить» заново всю двигательную сферу ребенка, пустить ее развитие по нормальному пути. А поскольку за развитие внимания в ответе те же отделы мозга, что и за двигательную сферу, у ребенка повышается концентрация, уменьшается тревожность, об­щее напряжение. Но чтобы добиться эффекта, придется проводить занятия ежедневно в течение двух-трех лет. Обычно гимнастику дополняют занятиями с лого­педом и дефектологом, курсом витаминов и гомеопатических препаратов. Но все же по-настоящему помочь гиперактивному ребен­ку можно, лишь изменив свой и его образ жизни. Создайте удобный ребенку режим дня и вместе с ним четко ему следуйте. Побольше проводите время на свежем воздухе, там, где вам не придется ограничивать свободу ребенка. Следите за питанием. Таким детям противо­показаны кофе, газированные на­питки, шоколад. Есть предположение, что развитию гиперактивности способствует чрезмерное употребление сахара, продуктов, содержа­щих химические улучшители вкуса (глутамат натрия). Постарайтесь избегать людных мест, частых поездок в общественном транс­порте. Ограничьте внешкольную нагрузку. Не давайте ребенку переутомляться. Всегда старайтесь предотвратить надвига­ющуюся вспышку.

Вашему ребенку необходимы жесткие гра­ницы дозволенного. Но будьте готовы к то­му, что он станет постоянно испытывать на прочность. Не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик. Избегайте длинных нотаций. Все ваши заме­чания и требования должны быть предельно конкретными и четкими. От всей души хвалите ребенка за любые успехи, даже самые крошечные. Обяза­тельно найдите какую-то сферу, где ваш_ ребенок будет успешен. И помните: есть масса дел, в которых ваше гиперактивное чадо сможет преуспеть куда больше свои смирных одноклассников: на сцене и в геологической экспедиции, в журнали­стике и спорте, рекламе и политике - вез­де, где требуются динамизм, любовь к ри­ску, умение принимать нестандартные ре­шения, воображение и интуиция.

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (1)

натали
Моего ребенка из за этого диагноза хотят отправить в коррекционную школу, потому что он не понимает и не хочет учиться. Подскажите, что делать?
натали 15 октября 2013 17:59 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера