Никто не хотел дружить со странной, неловкой девочкой, которая то не к месту начинала хохотать, то перебивала окружающих нелепыми россказнями, то заливалась без причины слезами... Я не одинока. В каждом классе или детсадовской группе найдется такой горемыка. Стоит маленькому шустрику переступить порог школы или детского сада, на его растрепанную голову обрушивается шквал упреков. Да и дома измученные родители едва справляются с буйным темпераментом чада. В итоге за ним закрепляется репутация неуправляемого, избалованного, трудновоспитуемого. Но «провинился» бедняга лишь в том, что страдает гиперактивностью, едва лине самым распространенным расстройством нервной системы. А ведь гиперактивность – не вина, а беда ребёнка. На прошедшем недавно в Москве форуме «Охрана здоровья детей в России» было объявлено, что только в нашей стране синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) зафиксирован у двух миллионов детей!
Обычно родители начинают понимать, что с ребенком что-то неладно, годам к четырем. Малыш вроде бы растет умненьким, любознательным, но не может сосредоточиться ни на чем: послушает минутку сказку - требует краски, потом, не дорисовав, хватает конструктор. На месте не может усидеть ни секунды: постоянно вертится, вскакивает, что-то перебирает руками. И хотя он целый день в движении, двигается тоже как-то странно: резко, рывками, часто падает, налетает на препятствия. Еще хуже дело обстоит с поведением: приступы безудержного веселья сменяются агрессией. Малыш очень быстро утомляется, но чем сильнее устает, тем больше буйствует. Ему вроде бы хочется общаться, но строить долговременные отношения он не умеет, с жаром включается в групповые детские игры, но быстро к ним охладевает. В разговоре не слушает собеседника, перебивает. Но, как правило, все это до просто списывают на особенности темперамента, кризисов трудного возраста, дурного воспитания. В полной же мере родители понимают серьёзность проблемы, когда ребенку приходится переступить порог первого класса. Наше среднее образование рассчитано на среднего ребенка, без всяких там синдромов. Но особенно нетерпимо школа относится именно к гиперактивным детям: шумным, неряшливым, неудобным. Да что там школа! Возмутителя спокойствия не будут терпеть ни в спортивной секции, ни в изостудии.
Именно поэтому нужно как можно раньше начинать исправлять положение. В первую очередь, нужно признать для самих себя, что ваш ребенок особенный, и в этом никто ни виноват: ни вы, ни он, ни кто-то другой. Не оставайтесь один на один со своими проблемами. Постарайтесь обязательно показать ребенка хорошему специалисту, а лучше двум: невропатологу и психотерапевту. Если квалифицированных специалистов рядом с вами нет - ищите как можно более полную информацию об этом состоянии. Нужно понять сразу: гиперактивность - это не болезнь, а особый психологический статус, который можно откорректировать, но не исправить до конца, и превратить вашего шустрика в покладистого тихоню вам не удастся никакими средствами. Чем вы действительно можете помочь, так это научить маленького человека жить в гармонии с собой и окружающими, обеспечить ему возможность нормально учиться.
Самый простой путь коррекции - медикаментозный. Но психотропные и ноотропные препараты, назначаемые при СДВГ, имеют очень серьезные побочные эффекты и целый комплекс противопоказаний. И важно помнить: после их отмены симптомы могут вернуться с утроенной силой. В общем, принимать их можно лишь под строжайшим контролем врача и по действительно серьезным показаниям. Есть и более щадящие методы. Очень неплохо помогает специальная коррекционная гимнастика, позволяющая «перелепить» заново всю двигательную сферу ребенка, пустить ее развитие по нормальному пути. А поскольку за развитие внимания в ответе те же отделы мозга, что и за двигательную сферу, у ребенка повышается концентрация, уменьшается тревожность, общее напряжение. Но чтобы добиться эффекта, придется проводить занятия ежедневно в течение двух-трех лет. Обычно гимнастику дополняют занятиями с логопедом и дефектологом, курсом витаминов и гомеопатических препаратов. Но все же по-настоящему помочь гиперактивному ребенку можно, лишь изменив свой и его образ жизни. Создайте удобный ребенку режим дня и вместе с ним четко ему следуйте. Побольше проводите время на свежем воздухе, там, где вам не придется ограничивать свободу ребенка. Следите за питанием. Таким детям противопоказаны кофе, газированные напитки, шоколад. Есть предположение, что развитию гиперактивности способствует чрезмерное употребление сахара, продуктов, содержащих химические улучшители вкуса (глутамат натрия). Постарайтесь избегать людных мест, частых поездок в общественном транспорте. Ограничьте внешкольную нагрузку. Не давайте ребенку переутомляться. Всегда старайтесь предотвратить надвигающуюся вспышку.
Вашему ребенку необходимы жесткие границы дозволенного. Но будьте готовы к тому, что он станет постоянно испытывать на прочность. Не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик. Избегайте длинных нотаций. Все ваши замечания и требования должны быть предельно конкретными и четкими. От всей души хвалите ребенка за любые успехи, даже самые крошечные. Обязательно найдите какую-то сферу, где ваш_ ребенок будет успешен. И помните: есть масса дел, в которых ваше гиперактивное чадо сможет преуспеть куда больше свои смирных одноклассников: на сцене и в геологической экспедиции, в журналистике и спорте, рекламе и политике - везде, где требуются динамизм, любовь к риску, умение принимать нестандартные решения, воображение и интуиция.