Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

14.03.2010

Актриса и кинорежиссер Вера Глаголева

Если судить о Вере по ее внешности, то кажется, что она из тех женщин, которых необходимо защищать, опекать, ограждать от жизненных передряг и окружать заботой. Это, кстати, всегда подкупает мужчин... Она никогда не умела «ходить по трупам» и расталкивать других локтями. А может быть, не хотела?
0 102047

Но сказать, что Глаголева - женщина изнеженная и избалованная, тоже было бы несправедливо. Актриса и кинорежиссер Вера Глаголева не считает себя такой уж хрупкой, как может показаться. Она знает, что обладает выдающейся силой воли и удивительной целеустремленностью.


Как правило
, многие черты характера закладываются в детстве. Актриса и кинорежиссер Вера Глаголева была любимицей в семье?

Я была младшей сестрой, и это, как говорится, многое объясняет. Все шишки доставались старшему брату, мне многое прощалось. Кроме того, я была папина дочка - такая же бесконфликтная и легкая, как и он. А брат Борис - в маму, серьезный, вдумчивый. Его заставляли играть на пианино до тех пор, пока он не возмутился: «Почему Веру никто не заставляет, а я должен?» Зато в мои обязанности входило гулять с собакой и водить ее на всякие выставки. Это была невероятной красоты борзая, и именно меня она считала своей хозяйкой.

Вы родились в Москве, но окончательно поселились в столице только в десятилетнем, возрасте, после того как всей семьей прожили четыре года в Германии. Какой была ваша жизнь за границей?


Жизнь в Германии
была спокойной и замечательной. Родители работали учителями в русской школе, на территории которой мы и жили. У школы даже было свое хозяйство - кролики, куры... Отец работал биологом, и это была его вотчина. Мы с братом помогали ему на огороде. По субботам в клубе комендатуры показывали русские фильмы 60-х - Лев Кулиджанов, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов... Именно по их картинам я получила свои первые представления о кино. В остальное время мы были предоставлены сами себе, жили радостно и беззаботно. Германия дала мне какую-то внутреннюю свободу, отсутствие страха быть не такой, как все.


О чем мечтали вы?

Открыток с фотографиями актеров я не собирала и уж тем более не планировала становиться актрисой. Хотя театр любила самозабвенно - еще школьницей была фанаткой Анатолия Эфроса и Юрия Любимова, посетила, наверное, все спектакли в театрах на Малой Бронной и на Таганке. Ходила, достав лишний билетик, сидела на галерках... Мне нравилось следить, как менялся спектакль в зависимости от состава. Но таких, как я, театралок в те времена были сотни, подобное увлечение было в порядке вещей и совсем не предвещало, что я свяжу свою жизнь с этой профессией.

В начале семидесятых школьница Вера Глаголева оказалась на киностудии «Мосфильм» и случайно получила главную роль в картине Родиона Нахапетова «На край света...». Это стало началом ее звездной карьеры в кино.


Как вы попали на «Мосфильм»?

Моя мама к тому времени работала заместителем директора во Дворце пионеров. И к ним приехал режиссер из Одессы в поисках исполнителей для детской картины. Сама я по возрасту не подходила, но мама попросила меня помочь, отобрать детей для съемок. Меня это увлекло до такой степени, что я решила и дальше этим заниматься - подбирать артистов. Я и раньше бывала на «Мосфильме» на закрытых показах. Там работала моя подруга - она была старше меня, и я пошла к ней посоветоваться, как действовать дальше, чтобы заниматься понравившейся работой. Там меня и заметил Родион. Мы с подругой стояли в очереди в буфете, когда вошел оператор Нахапетова. Он подошел к нам и сказал, что Родион ищет исполнительницу главной роли в своем новом фильме. Спросил, не хочу ли я ознакомиться со сценарием. Я прочитала сценарий, и он мне понравился, о чем и сообщила. После чего решила, что дело сделано - остается только дождаться съемок. Никакого трепета или восторга не ощутила, была абсолютная уверенность, что я - единственная претендентка. Со спокойной душой я уехала на соревнования по стрельбе из лука, которой в то время активно занималась, и стала ждать звонка.


Гораздо позднее
актриса и кинорежиссер Вера Глаголева узнала, что ее пробы показались настолько ужасными, что снимки сразу отложили в сторону и забыли про них. Ситуацию изменил случай: утвержденная актриса неожиданно заболела, и фотографии Глаголевой снова попались на глаза сотрудникам съемочной группы. На студию актриса Вера Глаголева пришла в зеленом комбинезоне с сердечками на груди, который сшил ее брат Боря. Он же стриг актрису и кинорежиссера Веру Глаголеву под Мирей Матъе. Все это было верхом смелости для начала семидесятых, а кроме того, делали ее не похожей ни на кого.

Оказавшись на съемках, вы почувствовали, что стали ближе к кинозвездам?

Было ощущение, что меня обманули. Я ведь думала, что меня уже зовут сниматься, а в гримерке обнаружила еще одну актрису на мою роль. Мне даже не предложили переодеться, сказали, что и так сойдет. Кроме того, камера все время была на моем партнере, а я работала затылком. Я почему-то совсем не волновалась. Пробы закончились, и Родион отпустил всех, кто был в них занят. Я осталась один на один с камерой. Родион предложил мне прочитать монолог. Учить его было некогда, поэтому он стал мне подсказывать - бросал реплики, а я отвечала, просто говорила в камеру. Наверное, если бы я готовила текст дома, получилось бы намного хуже, а тут все происходило спонтанно, естественно, само собой... В конце Родион сказал: «Все, я нашел героиню!»

Так легко актрисе и кинорежиссеру Вере Глаголевой досталось то, за что многие бьются годами. Сама Глаголева вспоминает, что отнеслась к случившемуся без особого восторга и трепета. Разве что было немного неловко бросаться на шею великому артисту Петру Глебову с криками «Папочка, папочка...». Нахапетов сразу стал относиться к юной дебютантке с повышенным вниманием. Это было приятно, еще бы, но звезде фильмов «Нежность» и «Влюбленные», секс-символу той эпохи, сохли тысячи женщин, а он обратил внимание на нее.


Родион был старше
Веры на 12 лет, он стал ее первым режиссером и учителем. Сама Глаголева не любит откровенничать насчет своих отношений с Нахапетовым, но о том, что это был головокружительный роман, молено судить уже по тем творческим замыслам, которые рождались иреализовывалисъ у этой пары. Нахапетов снимал Веру непрерывно, в большинстве своих фильмов тех лет, и ни с кем не хотел ею делиться. Более того, всегда был требователен к избранной артистке и добивался, чтобы у нее все получалось лучше других.

Вам было важно, чтобы, восхвалили или ругали?

Меня особенно не ругали. Впрочем, и хвалили нечасто. Но жизненные неудачи я всегда переносила нелегко. Для того чтобы я могла работать, меня все-таки лучше хвалить. От критики у меня опускаются руки, а похвала, наоборот, дает новые силы. Я так же веду себя сама по отношению к своим коллегам - в работе любого человека найдется то, за что его можно похвалить. Остальное можно оставить за скобками или сказать предельно деликатно.

Природным профессионализмом и внешней хрупкостью, за которой скрывалась сильная натура. Вера поразила и знаменитого режиссера Анатолия Эфроса. Он готовился к съемкам картины «В четверг и больше никогда» и утвердил актрису и кинорежиссера Веру Глаголеву на роль в последний день кинопроб. И она уговорила Нахапетова отпустить ее на съемки. Родион не противился, он тоже понимал, что работа с Эфросом - незаменимый опыт для молодой актрисы. Но на съемочную площадку к Глаголевой приезжал, чтобы все знали: девушка занята.


Вера с упоением
погрузилась в съемки. До сих пор она с восторгом отзывается об этой работе. «Так, как любил актеров Анатолий Васильевич, не любил их никто», - вспоминает она. По окончании работы Эфрос пригласил Глаголеву в свой театр. Сразу актриса предложением не воспользовалась, а позже Эфрос приглашения не повторял, и она стеснялась напомнить. И вдруг во время одной из случайных встреч на «Мосфильме» Эфрос вдруг сказал: «Вера, что же ты мне ничего не отвечаешь? Решай, я жду». И Глаголева, так долго ждавшая этого, неожиданно отказалась.

Вы жалеете, что не пошли в театр к Анатолию Эфросу?

Я не думаю, что это кардинально изменило бы мою жизнь, как многие склонны думать. Я только жалею, что не научилась у него всему тому, чему могла бы научиться. До сих пор помню, как под влиянием Родиона я пыталась придумать отказ и лепетала в ответ на его предложение, что у меня не получится. А он сказал: «Со мной - получится!»

Говорят, что причиной вашего отказа был Нахапетов. Он не хотел, чтобы вы попали под влияние такой сильной личности, как Эфрос?

Не совсем так. Дело в том, что иногда Родион относился ко мне как к ребенку. Вот и в этом случае он, зная о театральных интригах, боялся отпускать меня в мир, где могут обидеть, оскорбить. Он не хотел, чтобы меня что-то ранило. По-моему, он меня просто оберегал.

В жизни Родион Нахапетов сильно отличался от себя экранного?

 Благодаря его киноработам у всех создавался образ открытого, жизнерадостного человека, а на самом деле Родион был молчаливый, погруженный в себя человек, не терпящий шумные компании. В этом смысле мы с ним были полные противоположности. Хотя все считали нас образцовой парой - так же как Александра Абдулова и Ирину Алферову, как Сергея Соловьева и Татьяну Друбич. Но, несомненно - он был замечательный отец, просто папа номер один. Он с девочками и гулял, и играл на гитаре, и спать укладывал... Хотя все-таки вырастила по-настоящему их - и Аню, и Машу - моя мама. Она просто герой. Когда снимали «Звездопад» в Керчи, Маше исполнилось всего четыре месяца.


А вы каким вспоминаете
свое знакомство с Кириллом?

У меня в то время был сценарий фильма, на съемки которого Родион искал деньги. Мы уже разошлись, но я помогала ему в этих поисках. Я спросила Кирилла, не заинтересует ли его сценарий с точки зрения финансирования. Сценарий его не заинтересовал. А вот нашему браку уже почти двадцать лет.

Известно, что вы венчались. Это был осознанный шаг или просто дань традициям?

Кирилл - верующий человек, и это была его инициатива. Все было очень тихо, в храме мы были одни, а с нами - только наши дети, Аня и Маша. Кирилл - полная противоположность Родиону: открытый, жизнерадостный, общительный. Хотя оба Водолеи, даже родились в один день -21 января, но в разные годы. Он с ходу включился в мою сумасшедшую жизнь, потом все больше стал брать на себя инициативу. Но, конечно, самое главное, что он полюбил моих девочек и, по сути, вырастил их наравне с нашей Настей. Он никогда не жалел для них ничего - ни денег, ни внимания...

Вы могли бы назвать себя женщиной, удачливой и счастливой в любви?

С возрастом я пришла к выводу, что любить самой надо немного меньше, чем любят тебя. Нельзя впускать в себя любовь без остатка, растворяться в ней. Слишком болезненным может быть разочарование.

Автор: Илона Смолякова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера