Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.12.2018

8 фраз, которые разрушающе действуют на психику ребенка

0 147839

abeer_alabdullah/ Pixabay

Психика ребенка – тончайшая материя. Неосторожные фразы, грубые слова или молчаливый игнор родителей бьют по психике, как молот по живому цветку. Но большинство родителей обращаются с ней так, словно имеют дело с закаленной сталью. Разрушить детскую психику очень легко. Последствия этого часто оказываются необратимыми и калечат всю жизнь ребенка.

К сожалению, многие родители об этом даже не задумываются. Они следуют модели воспитания, которую получили от своих родителей, и уверенны, что раз они выжили и стали «нормальными» людьми, то и их дети как-то переживут несовершенные методы воспитания. «Как-то», конечно же, переживут. Но «как-то» они и жить будут. Вот только счастья в этом не много.
И пока в нашей стране не станут обязательными «школы для родителей», мы будем неосознанно калечить психику детей. Мы продолжим совершать непозволительные педагогические ошибки и искать себе оправдания типа «не мы такие – жизнь такая». Нет, не такая, если подходить к ней осознанно. А начать нужно с себя. Учиться, учиться и еще раз учиться быть осознанным родителем! С чего начать? С исключения из своей речи фраз-убийц детской психики.
  1. Будешь себя плохо вести, я уйду (брошу тебя, отдам чужому дядьке и т.д.)
Родители для маленького ребенка – средство выживания. Когда он слышит угрозу, что от него откажутся или бросят, он воспринимает это буквально. Так срабатывает инстинкт самосохранения – сам малыш не сможет выжить. Страх – одно из наиболее деструктивных чувств. Манипуляция страхом остаться одному, во взрослой жизни порождает боязнь одиночества. Человек будет бояться быть брошенным, одиноким, никому не нужным. В этом часто кроются корни и беспорядочных связей, и домашнего насилия, и жизни с недостойным партнером.
  1. Как тебе не стыдно! (Людей постыдись! Я не хочу за тебя краснеть!)
Воспитание культуры ребенка и его хорошего поведения в обществе через чувство вины – плохая идея. Очень плохая! Приучая ребенка быть виноватым в чем бы то ни было, значит, обязывать его быть всем и всегда должным. Угождать родителям (быть послушным), близкому окружению (чтобы соответствовать), обществу (чтобы перед людьми не было стыдно) – это программа, которая «прошивается» в голове ребенка и убивает в нем собственную ценность. Таким человеком легко управлять и манипулировать. Из таких людей получаются прекрасные рабы.
  1. Не реви! Закрой рот!
Пытаться успокоить и утихомирить расстроенного ребенка через агрессию, все равно что сказать ему: «Хватит выплескивать свою боль и очищать душу! Оставь ее в себе и сделай вид, что тебе не больно!». Так родители, во-первых, обесценивают внутренний мир ребенка и его страдания, а во-вторых, приучают загонять боль вглубь подсознания. Дети ожесточаются, перестают быть искренними, но главное, накапливают в бессознательном нерешенную боль и невыплаканные обиды, которые становятся бомбой замедленного действия. Все взрослые страдания и поломанные судьбы родом из детства.
  1. Я тебя не люблю! (Ты наказанье божье! Зачем ты только родился!)
Для ребенка нет ничего страшнее этих фраз. Любовь родителей – энергия, дающая ребенку силы, подтверждающая его значимость и нужность. Родитель, использующий эти фразы в воспитательных целях, наносит ребенку непоправимую травму. Они звучит для ребенка как: «Ты плохой!», «Ты мне не нужен!», «Я от тебя отказываюсь!». Будет ли такой ребенок ценным в своих глазах? Нет! И с этой установкой он пойдет по жизни, находя подтверждения, что его любить не за что. Как бы не провинился ребенок, он должен знать, что его любят, и что не он плохой, а его поступок недостойный.

Mimzy/ Pixabay
  1. Все дети как дети, а ты не понятно что!
Ребенка и все его поступки нельзя сравнивать с другими детьми. Если и сравнивать, то только с его собственным поведением и тем, как он изменился в лучшую сторону. Сравнивать успехи или неудачи ребенка с другими детьми или, не дай бог, с братьями и сестрами – прямой путь к развитию в нем агрессии и нездорового соперничества. Детям очень важно понимать, что они сами по себе ценность, и что их любят не за то, что они лучше учатся, чем сосед Дима или аккуратней носят одежду, чем сестра Маша, а потому что они просто есть, даже если их способности и таланты не так хороши, как у других детей.
  1. Мне бы твои проблемы!
То, что для взрослого кажется несущественной проблемой, для ребенка может быть трагедией всей жизни. Пренебрежительное отношение к горестям ребенка, обесценивание его проблем, демонстрирует ему родительское равнодушие. Ребенок познает мир через трудности, которые растут вместе с ним, и если с детства научить малыша преодолевать проблемы, соизмеряя их с действительностью и собственными силами, повзрослев, он не будет переживать каждую трудность, как смертельную, не будет избегать препятствий, которые, как известно – обязательное условие личностного и профессионального роста.
  1. Ты ни на что не способный! Все за тебя приходится переделывать!
Подобные фразы – убийцы инициативы, уверенности в себе и детской гениальности. Ребенок легко убеждается, что он криворукий, бестолковый и бездарный, ведь у родителей всегда и все получается лучше, быстрее, качественнее. Непосредственное «Я сам!» звучит от ребенка все реже и реже, а те задачи, которые ставят перед ним родители, исполняются абы как. Он даже не старается. А зачем? Все знают, что он никчемность и ни на что не способен. Может ли из такого ребенка вырасти успешный человек? Вряд ли! Именно родители лишают мир гениев, убивая их самоценность и забирая у них в детстве возможность поверить в собственную уникальность.
  1. Люди злые! Мир жесток!
Ребенок приходит в этот мир счастливым, полным радужных надежд и мечтаний. Он относится к событиям и людям безоценочно, пока взрослые не научат его бояться и ненавидеть мир. На каждом шагу маленького человека поджидают неприятности, вирусы, злые собаки, опасные качели, безответственные воспитатели. Да, так бывает, но в этом мире есть и радость, и здоровье, и ласковые животные, и веселые аттракционы, и добрые учителя. И если родители, прививая ребенку осторожность через запугивания, показывают лишь одну, негативную сторону реальности, рискуют воспитать человека с негативным мышлением, который будет видеть мир только в темных красках и постоянно находить подтверждение того, что жить опасно.
Психолог Оксана Петрова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера