Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

24.03.2010

Интеллектуальное развитие маленького ребенка

Что приходит на ум, когда мы говорим об интеллектуальном развитии маленького ребенка? Методики раннего развития и интеллектуальное развитие маленького ребенка. Однако заниматься с малышом можно не только по методике.
0 37755

Улеглись страсти вокруг раннего развития. Те, кто был однозначно против него, перестали на этом настаивать. А те, кто фанатично занимался с ребенком по методикам раннего развития интеллекта, успокоились и сбавили темп.

Все потому что мода на раннее развитие прошла, а разговоры о его вреде заводятся психологами все чаще. Дескать, не готово наше общество к вундеркиндам, и развитый не по годам малыш, пойдя в школу, сталкивается со многими проблемами: скукой на уроках, сложностями с адаптацией и непростым общением со сверстниками. Так что же делать? Неужели перестать развивать ребенка вовсе? Конечно, нет. Важно помнить главные правила: во-первых, нельзя ставить раннее развитие превыше всего остального — развития двигательного, эмоционального.


Во-вторых
, любую методику стоит корректировать под своего ребенка, ориентируясь на его желания, возможности и темпы интеллектуального развития маленького ребенка. Не стоит забывать о том, что вашему малышу больше всего на свете нужна любовь родителей. И только после — алфавит, знание языков и математики... Ну а о развитии интеллекта позаботится правильно созданная среда, о которой и стоит подумать мамам и папам. Такая среда называется питательной (питающей познавательную деятельность малыша) и складывается она из очень простых вещей.


Массаж — всему голова

Чего ж тут общего с развитием интеллекта, спросите вы. И будете неправы! Связь есть, причем, самая прямая. Развитие интеллекта в первые годы жизни ребенка напрямую связано с движением. Посудите сами, кожа малыша — самый большой и самый чувствительный орган познания мира. Это потом к ней присоединятся зрение, слух, обоняние, окончательное формирование которых происходит уже после рождения ребенка. Пока же кожа берет на себя функцию главного „учителя" — по нервным окончаниям в ней информация принимается и передается дальше — в головной мозг. Чем больше прикосновений ощутит на себе кроха, тем активнее будет развиваться его интеллект. Еще интересный факт: часто массируя пальчики ручек и ножек ребеночка, мы активно влияем на его речевой центр. Как бы удивительно это ни звучало, именно развитие мелкой моторики отвечает за то, насколько быстро, хорошо и правильно заговорит с вами ваш малыш.


Эмоции плюс

Главная претензия психологов к адептам раннего развития состоит в том, что в гонке за интеллектуальными достижениями ребенка, родители превращают его в ходячую энциклопедию, тренируют память малыша простым заучиванием, развивают логическое мышление, но совсем забывают об эмоциях. Вот и получается, что ребенок с легкостью перемножает в уме двухзначные числа, но... совсем не умеет сочувствовать другим, например. Его эмоциональный IQ оказывается чрезвычайно низким.

Таким деткам в будущем становится очень тяжело общаться со сверстниками, заводить и поддерживать приятельские отношения. Все потому, что они попросту не умеют дружить, вести себя не как маленькие взрослые, а как обычные дети. Чтобы этого избежать, нужно с самого раннего возраста уделять внимание и развитию эмоций. И делается это на собственном примере. Вам грустно? Объясните крохе, почему вы грустите. И не стоит думать, что он ничего не понимает. Может и не понимает всех тонкостей, но эта информация обязательно отложится про запас и всплывет в памяти в нужное время. Когда ребенок станет постарше, можно поиграть с ним в „Маски": закройте лицо ладошками и, опуская их, поочередно показывайте малышу разные эмоции (радость, грусть, удивление, неудовольствие, страх и т.д.). Ребенок наверняка будет в восторге от вашего гримасничания и своего участия в такой забаве. Игру в „Маски" обязательно надо сопровождать объяснениями и повторять каждое выражение несколько раз, поочередно: „Смотри, мама радуется, (грустит, и т.д.)!". Другими словами, не стоит надеяться на то, что ребенок вырастет и сам „включится" в эмоциональное общение, его нужно научить этому, как и всему остальному, — ползать, ходить, читать, играть...


Это что за буковка?

Прежде всего, нужно усвоить то, что абстрактное мышление (а именно благодаря ему мы понимаем то, о чем читаем) развивается гораздо позже — годам к четырем. И если даже вы натренируете крошку выделять среди других букву А в слове арбуз, для него эти два понятия никак не связаны: есть буква А и есть арбуз, которые, если верить маме, находятся между собой в каких-то „родственных" связях. И все! Нужно это учитывать и понимать, что, обучая ребенка чтению с пеленок, вы всего лишь тренируете его зрительную память. По этой же причине малышу трудно складывать буквы в слоги. Кстати, благодаря этому пониманию, все методики обучения раннему чтению делятся на 3 вида: по буквам, по слогам (методика Зайцева), целыми словами (методика Глена Домана). И, какую бы вы ни выбрали, если возникнет такое желание, помните, что буква, слог или слово для ребенка — всего, лишь графический элемент, символ, который он может запомнить при многократном настойчивом повторении. И стоит ли прикладывать такие усилия к тому, что в более старшем возрасте ваш малыш освоит за пару недель — легко и органично? Стоит! Но только сказав себе: „Я не учу ребенка читать, я знакомлю его с буквами (цифрами)". Воспринимайте это как часть большого мира, с которым вы знакомите кроху. Вот кошечка, вот собачка, а вот буква А.

Причем учтите, что кошечка и собачка малышу гораздо понятнее, чем буквы и цифры, потому, что живые объекты обучения прыгают, мяукают или кукарекают, едят, убегают от опасности и взаимодействуют между собой. Они интересные и понятные. Что же тогда с цифрами и буквами? Отнеситесь к этому как к подготовительному этапу к чтению. Развесьте по комнатам изображения букв (слогов, слов) и цифр — крупным шрифтом, красным по белому. Ребенок запомнит их, как часть его мира, а сами знания уйдут в пассивный резерв. И когда малыш станет учиться читать в более старшем возрасте, он будет готов к восприятию букв и цифр, так как он с ними уже знаком.


Иллюстрируй это!

Для этого мы используем идею Сесиль Лупан делать для ребенка тематические энциклопедии. Она не требует особого мастерства, финансовых затрат и времени. Для ее создания нам нужно всего лишь вооружиться старыми журналами, ненужными фотографиями и книгами. А польза неоценима! Действительно, где нашим городским деткам увидеть козочек или коровок, самолеты и крейсеры. Вот тут и нужны такие энциклопедии. Их можно делать на любые темы: „Животные", „Погода", „Цветы", „Техника", „Столицы мира" и т.д. Под каждой картинкой желательно сделать подпись большими буквами. Старайтесь выбирать иллюстрации, где будет один объект, т.е. если вы показываете крошке лисичку, то на фото или рисунке должна быть только она — крупно и однозначно. Нет фото и вы воспользовались картинками из старых детских книжек? Обратите внимание, что герои, где животные показаны в нарисованной одежде или в нетипичных для реальной природы позах, нам не подходят. То же касается растений „с лицами" и „одушевленных" мультипликационных автомобилей и т.д. Для тематической энциклопедии нужны максимально приближенные к жизни изображения. Для того, чтобы энциклопедии прослужили вам как можно дольше, оклейте страницы широким прозрачным скотчем или сделайте энциклопедию не в обычном альбоме или школьной тетради, а отдельными картинками, каждую из которых заламинируйте.


Правильное звучание

Чем отличается создание питательной среды для интеллектуального развития маленького ребенка от целенаправленных занятий с крохой по методике? По сути, среда — это то, в чем малыш живет, обучающие моменты не выделяются из общей картины привычной ребенку жизни, а вплетаются в ежедневные ритуалы — прогулка, кормление и даже купание. Единственное, что требуется от мамы, — не молчать. Это легко дается активным мамочкам-болтушкам и иногда вызывает проблемы у молчаливых интроверток. Но и тут природа приходит на помощь. С рождением малыша женщина меняется под влиянием материнского инстинкта. Ученые обратили внимание, что у молодых мам меняется даже голос, — становится выше, мягче, а сами интонации речи — более тягучими, нежными. Гормоны делают свое благое дело, а женщине просто не нужно этому сопротивляться и стесняться.

Помните
: сейчас ваш главный враг — молчание. И это подтверждают научные факты. В свое время ученые провели эксперимент в двух группах грудных деток. В одной группе мамы вели себя естественно: гладили и нянчили своих малышей, пели колыбельные, шептали нежности на ушко. А в другой — задачей мамочек было просто выполнять манипуляции по уходу за детьми: малышей молча кормили, переодевали, укладывали спать. По результатам этого абсолютно негуманного исследования выяснилось, что детки из „молчаливой" группы становились более капризными и беспокойными, они чаще болели, а со временем стали уступать своим более счастливым „коллегам" из первой группы по темпам физического и интеллектуального развития. Они позже стали говорить, позже пошли.

Конечно, мы не призываем вас „тарахтеть" без умолку, каждую минуту бодрствования крохи используя для того, чтобы напичкать его информацией. Просто знайте, что даже когда вы поете ребенку колыбельную, — он развивается, когда, гуляя, рассказываете о деревьях и машинах, — он развивается, когда кормите его грудью — это тоже вносит положительный вклад в психическое развитие малыша.


Будьте естественны
и чутко прислушивайтесь к тому, чего хочет и к чему готов ваш малыш. Только всегда поступайте чуть-чуть с опережением. Ваш малыш заинтересовался автомобилем, стоящим возле вашего дома? Значит, самое время начать изучение домашней энциклопедии по теме „Транспорт", а заодно и изучить цвета, ведь все эти машины — такие разные!

Учитесь с любовью, и ваши занятия обязательно принесут ожидаемые плоды!    

Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера