Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

19.04.2010

Дама с камелиями - Грета Гарбо


Английский кинокритик Кеннет Тайнен как-то раз сказал: «Все, что пьяный видит в других женщинах, трезвый видит в Гарбо». Очень точная характеристика: многим Грета казалась воплощением мечты. Зрители в кинозалах восхищались шведской красавицей и завидовали тем, кто был приближен к ней в реальной жизни. Они не знали, что помимо актерского таланта у Греты Гарбо есть еще один талант - разбивать сердца тех, кто имел несчастье в нее влюбиться. Роковая «дама с камелиями» Грета Гарбо словно требовала жертвоприношения за свое внимание.
2 95099

Грета Луиза Густаффсон родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме не просто в бедной, а в нищей рабочей семье. Была младшей из троих детей, которых родители с большим трудом смогли отдать в школу. Да и то всего на несколько лет. Поэтому Грета навсегда осталась малограмотной, плохо считала и не питала интереса к чтению. Грета очень не любила вспоминать детство. Вела себя так, словно у нее вообще не было родственников. Только после смерти Гарбо стало известно, что ее мать и старший брат много лет жили в США. За все эти годы Грета так ни разу с ними и не встретилась. Она, будучи известнейшей кинозвездой и богатейшей женщиной, не помогла матери и брату устроиться в Америке, не поддержала материально. Впрочем, и они к ней ни­когда не обращались.

В пятнадцать лет Грета Густаффсон работала в галанте­рейном магазине, где ее увидел богатый аристократ Макс Гампел, ставший ее первым мужем. Вместе они прожили совсем недолго. К величайшему удивлению Макса, на развод подала сама Грета. Мужу она объяс­нила, что ей «просто надоело», а семейному адвокату Гампелов заявила, что не имеет никаких имуществен­ных претензий.

Грета Густаффсон никогда не мечтала связать свою жизнь с искусством. Но если появлялась возможность заработать - она не отказывалась. В семнадцать лет Грета позировала в модных шляпках для женского жур­нала. Когда кинорежиссеру Морису Стиллеру попались эти фотографии, он предложил Грете сняться в малень­кой роли. «Девушка в шляпке» восприняла это предло­жение без интереса. И только когда узнала, что за съемки в фильме платят больше, чем за позирование фотографу, согласилась.

Именно Морис Стиллер предложил ей взять псевдоним «Гарбо»: это звучало экзотично, в отличие от простона­родного «Густаффсон». Стиллер мечтал увидеть Грету в Голливуде и ради этого организовал ее поездку на ки­нофестиваль, проходивший в Константинополе. Там юную шведку заметили представители крупной амери­канской кинокомпании MGM. Грету и Стиллера пригла­сили в США и подписали с ними контракт на два фильма. Правда, после съемок этих двух фильмов Грету продолжали снимать уже другие режиссеры. А Стиллер после просто получал зарплату по контракту и маялся без дела. Гарбо сразу стала звездой. А Стиллер страдал, бу­дучи невостребованным в США, но и не в силах вер­нуться на родину, боясь расстаться с Гретой Гарбо.

Во время съемок фильма «Плоть и дьявол» Грета Гарбо познакомилась с Джоном Гилбертом. Гилберт был самым высокооплачиваемым и популярным актером в Голливуде и имел репутацию безжалостного сердцееда. Но свое сердце он отдал Грете Гарбо едва ли не в первый съемочный день. Гилберт умел красиво ухаживать. Гарбо демонстрировала равнодушие ко всем его безумствам. Тем более удивительным оказалось для Гилберта и для всех окружающих, когда по окончании съемок Грета переехала к нему жить. Морис Стиллер страдал, ревновал, в конце концов устроил скандал - и был изгнан со студии. На MGM давно мечтали избавиться от незадачливого Пигма­лиона прекрасной Галатеи - Гарбо. Нужен был предлог, а тут сама Гарбо потребовала, чтобы ее оградили от на­вязчивого поклонника. Стиллера выслали в Швецию, где он с горя запил и вскоре умер. Когда его обнаружили мертвым, в его руках была зажата фотография Греты. Юной Греты в модной шляпке. Грета никак не отреагировала на известие о смерти Стиллера. Ее роман с Гилбертом как раз был в самом разгаре. И счастливый Гилберт еще не знал, что и для него связь с Гарбо окажется гибельной. Грета согласилась выйти замуж за Гилберта, был даже назначен день свадьбы. Но буквально накануне венча­ния невеста уехала из особняка Гилберта - и просто ис­чезла. В Голливуд она вернулась, когда страсти из-за ее бегства немного улеглись. Она так никогда и не объяс­нила причин своего поступка. А с Гилбертом не желала даже разговаривать.

Джон Гилберт был в отчаянии. Пытаясь утешить своего лучшего актера, Луис Мейер, глава студии MGM, сказал Гилберту: «Да все к лучшему, приятель! Переспал с кра­соткой — и даже жениться не надо!» Гилберт отреаги­ровал на эти циничные слова неразумно: он ударил главу кинокомпании в челюсть, да так сильно, что сва­лил его на пол. Оскорбленный Мейер сделал все, чтобы уничтожить Джона Гилберта. Актеру больше не давали ролей. В 1929-м он женился на актрисе Иде Клер, но прожил с ней всего год. Он так и не.смог забыть Грету Гарбо. Грета была как наркотик, губительный сладкий яд: можно ненавидеть, и все равно будешь желать. Не в силах вынести разлуку с Гарбо, Гилберт начал пить и умер от алкоголизма в возрасте тридцати семи лет.

Супружеству с Гилбертом Гарбо предпочла роман с женщиной: знаменитой поэтессой и сценаристкой Мерседес Д'Акоста. При первой встрече Мерседес не могла оторвать вос­торженного взгляда от прекрасного лица шведки. Тогда как Грета не могла оторвать взгляда от тяжелого золотого с сапфирами браслета на руке Мерседес. За­метив это, Мерседес со щедростью истинной влюблен­ной сняла браслет и надела его на руку Греты. Грета вообще принимала подарки с нескрываемым удо­вольствием, и Мерседес старалась угадать каждое ее желание. Хотя сама Гарбо была гораздо богаче Мерсе­дес, ответных подарков она никогда не делала. Ей это просто не приходило в голову. Гарбо находила вполне естественным, что ей поклоняются, как богине. Грета планировала немного отдохнуть в перерыве между съемками двух фильмов, и Мерседес пригласила ее в свое уединенное поместье на берегу озера Силь-вер-Лейк, где они вдвоем провели шесть недель. Мер­седес была счастлива и вместе с тем - разочарована. Интеллектуалка, творческая личность, Мерседес Д'Ако­ста одним из важнейших жизненных наслаждений счи­тала беседу. Грета же вообще была неразговорчива, а когда открывала рот - выяснялось, что все мысли кра­савицы банальны, интересы – плотски ограниченны. Мерседес никак не могла поверить, что ее кумир на самом деле не обладает ни развитым интеллектом, ни чувствительностью. Но на протяжении нескольких десятилетий пыталась «разгадать загадку Гарбо». В личном дневнике, опубликованном после ее смерти, Мерседес Д'Акоста с горечью признавалась самой себе: «В моей душе зародилось чувство к несуществующему человеку. Мой разум видит реальность - человека, девчонку-слу­жанку из Швеции, с лицом, которого с любовью кос­нулся творец, заинтересованную исключительно в деньгах, собственном здоровье, пище и сне. И все же это лицо обманчиво, и моя душа пытается воплотить ее образ в нечто такое, чего не приемлет мой разум. Да, я люблю ее, но я люблю созданный мною образ, а не кон­кретного человека из плоти и крови» Мерседес Д'Акоста познакомила Грету Гарбо с Марлен Дитрих. Грета заинтересовалась знаменитой немкой, узнав, что та весьма искусна в любви. А главное - неве­роятно щедра к своим любовницам. И Мерседес сде­лала все для того, чтобы Гарбо и Дитрих встретились. «Я приведу к тебе в постель, кого ты пожелаешь! И вовсе не потому, что я недостаточно люблю тебя, а потому, что люблю всей душой, о, моя Прекраснейшая!» — писала Мерседес в одном из писем к Грете. Кстати, роман двух кинозвезд не задался: Дитрих была, конечно, щедра, но тратилась в основном на белые розы, тогда как Гарбо предпочла бы что-то посущественнее. Да и в постели Дитрих ее разочаровала.

С Сесилом Битоном, британским аристократом и при­дворным фотографом королевской семьи, Грету также познакомила Мерседес. Это случилось в мае 1932 года, вскоре после съемок фильма «Королева Кристина», вознесшего Гарбо превыше всех кинема­тографических звезд. До сих пор Битон получал отказ на все попытки уговорить Гарбо позировать ему. Но когда их представила друг другу Мерседес, Грета не сочла нужным отказывать приятелю своей возлюб­ленной в такой мелочи, как фото. Когда они сидели на террасе, Грета вынула чайную розу из вазы, приложила ее к своей щеке. Как позже вспо­минал Битон, загорелая и разрумянившаяся после дол­гой прогулки кожа Греты цветом и шелковистостью была точь-в-точь как та роза. А потом подняла цветок вверх и сказала: «Вот роза, которая живет, умирает и ис­чезает безвозвратно». Гарбо поцеловала розу и протя­нула ее Битону. Он засушил цветок в своем дневнике, а потом повесил в рамке у своего изголовья. Битон хра­нил эту розу до самой смерти, а после знаменитый цве­ток был продан с аукциона за 750 фунтов стерлингов - рекордная сумма для того времени! Они стали любовниками. Мерседес Д'Акоста страдала и ревновала, писала отчаянные стихи и подсовывала под дверь Греты. Но все было бесполезно: Грета сде­лала выбор в пользу Битона.

Будучи истинным художником, Сесил Битон особенно остро чувствовал красоту. И красоту любимой женщины - в первую очередь. Он сделал множество великолеп­ных фотографий, которые нравились самой Грете. Он так же оставил несколько изумительных литературных зари­совок: «Своими плавными томными движениями она скорее напоминает пантеру или русалку, и, пусть она высока ростом, с крупными руками и ногами, - есть в ее внешности нечто от эльфа». Прошло совсем немного времени, и Битон, как и Мер­седес, перестал идеализировать Грету. Он записал в своем дневнике: «Ее ничто и никто в особенности не ин­тересует. Она несносна, как инвалид, и столь же эгои­стична, и совершенно не готова раскрыть себя кому-либо. Из нее получилась бы занудливая собесед­ница, она суеверна, подозрительна, и ей неизвестно значение слова «дружба». Любить она тоже неспо­собна». Но даже трезво ее оценивая, Битон так и не сумел «выкорчевать» Гарбо из своей души. В первый раз их связь длилась совсем недолго. Битон допустил ошибку - предложил Грете стать его женой. Грета ответила не просто отказом, а полным разрывом отношений. Для нее подобные предложения зву­чали как посягательство на ее личную жизнь, которую она рьяно оберегала.

В 1936 году, во время съемок в фильме «Завоевание», где Грета играла Марию Валевскую, прекрасную по­лячку, в которую влюбился Наполеон, у актрисы слу­чился довольно серьезный роман с великим дирижером Леопольдом Стоковским. Летом они вместе отправи­лись путешествовать по Италии, поговаривали даже об их предстоящей свадьбе. Но Стоковский предпочел миллионершу Глорию Вандербилт. Он единственный с видимой легкостью отказался от наркотика под назва­нием Гарбо.

В 1941 году Грета Гарбо снялась в своем последнем и очень неудачном фильме «Двуликая женщина». В трид­цать шесть лет она ушла из кино, затворилась в своей нью-йоркской квартире, отказываясь принимать гостей и давать интервью. Единственными, кого Грета допу­скала в свою жизнь, была чета Шлее. Это были ее соседи, русские эмигранты. Георгий Шлее, знаменитый адвокат, давал Гарбо финансовые советы, всегда правильные. А его су­пруга Валентина, знаменитая портниха, ей шила. Вме­сте они охраняли покой кинозвезды, которая, почувствовав начало старения, сделалась еще более замкнутой и на улицу выходила только в темных очках. Свое затворничество Гарбо нарушила в 1946 году, нео­жиданно появившись на богемной вечеринке. Там она встретилась со многими старыми знакомыми, в том числе - с Сесилом Битоном. Они не виделись четыр­надцать лет со времен своего короткого романа. Ей исполнился сорок один год, ему - сорок три. Ее кра­сота поблекла. Но для Сесила Битона Грета по-пре­жнему была неотразимой, самой прекрасной. Он умолял ее о свидании - и она согласилась встретиться с ним снова. Они гуляли в Центральном парке, вели не­скончаемые беседы. Грета Гарбо, молчаливая и скрыт­ная, вдруг сделалась разговорчивой и очень откровенной с Битоном. Как-то раз она сказала ему: «Моя постель узка, холодна и целомудренна. Ненавижу ее...» После чего Битон сразу же сделал ей предложе­ние руки и сердца. И, как ни странно, Гарбо согласилась.

Битон и Гарбо не объявляли о предстоящей свадьбе, но вся богема быстро узнала об этом. Битон был уверен в незыблемости своего теперешнего счастья. Грета сог­ласилась позировать ему еще раз, правда, взяв с него слово никому не показывать этих фотографий: Гарбо не хотела, чтобы поклонники видели ее сорокалетней. Но фотографии получились восхитительными. Битон захотел, чтобы весь мир узнал, что его любимая все еще прекрасна. Он допустил роковую ошибку: во время поездки Греты в Швецию передал фотографии журналу «Вог». Узнав об этом, Гарбо прекратила всякие отношения с Битоном. А когда спустя несколько лет сменила гнев на милость, то допустила Сесила до себя только в качестве друга, которому было позволено оказывать ей всевоз­можные услуги. Несчастный Битон был счастлив уже этим. Правда, в 1959 году он женился на Джун Осборн, вдове пианиста Франца Осборна. Но Грета Гарбо все равно оставалась его единственной любовью и средо­точием всех его мыслей.

Все эти тяжелые для себя годы Сесил вел переписку с Мерседес Д'Акоста, также страдавшей в разлуке с Гарбо и мечтавшей ее вернуть. Мерседес - тогда уже тя­жело больная - регулярно посылала Гарбо подарки, ко­торые та принимала без малейших изъявлений благодарности, ни разу не ответив даже запиской, не то, что визитом. Грета позвала Мерседес, только когда осталась в полном одиночестве, заболела и почувство­вала себя беспомощной. Супруги Шлее ушли из ее жизни: Георгий умер, а Валентина покинула Нью-Йорк.

Зато Мерседес, сама состарившаяся и больная, при­мчалась по первому зову. Она нашла врачей и сиделок, не отходила от постели Греты. Но была изгнана, едва Гарбо начала выздоравливать. Мерседес Д'Акоста умерла в 1968 году после долгой и мучительной болезни, перенеся несколько операций на мозге. Она до конца сохраняла ясность рассудка и до конца ждала. Но Гарбо не навещала ее, не написала ей ни единой открытки в больницу, даже не пришла на по­хороны. Когда в 1980 году скончался Сесил Битон, Грета также не пожелала нарушить свое уединение ради по­хорон и даже не прислала цветов на его гроб. Сама Грета Гарбо умерла 15 апреля 1990 года, в одино­честве, которого так долго и старательно добивалась. Актриса пожелала быть кремированной и похороненной в Стокгольме. Однако возник целый ряд юридических сложностей - и урна с прахом Гарбо девять лет храни­лась в погребальной конторе в Нью-Йорке. Когда встал вопрос о том, кто унаследует состояние ак­трисы, неожиданно выяснилось, что у нее есть племян­ница в США, видевшая тетку только на экране. Она и получила 32 миллиона долларов Греты Гарбо. Так закончилась судьба роковой «дамы с камелиями» Греты Гарбо.

Автор: Александр Шутов

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера