Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

11.05.2010

Способы научить ребенка читать

Считаете, что пришло время научить кроху читать, но не знаете с чего начать? Способы научить ребенка читать, которые мы предлагаем сегодня, популярны еще с советских времен и не требуют специальных пособий.
2 73540

Протягиваем звуки

Это называется «интонационное подчеркивание» — протягивание звуков в слове. Поиграйте с малышом в «языки зверюшек». Для каждого звука — своя игра. Например: звук Ж.

Так  разговаривают пчелки (вы и малыш):

—  Давай дружжить! Ты где жживешь?

—   Я жживу в этом жжилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя морожжженым.


Звук В

Так разговаривают машины:

—   Я  вввожу овввощи. А ты что вввозишь?

—   Я вввожу вввиноград. А ты уеешь поввворачивать?!

По такому же принципу можно играть в разговор пароходов (У), змеек (Ш) и т.д.


Играем в слова

Когда малыш научится протягивать отдельные звуки в словах, начинается сознательная работа со словом.

Сначала простое. Например, спросите кроху: «С какого звука начинается слово «муха»? Протяни первый звук. А есть ли «ММ» в слове «домм»? А в слове «стена»? Какие есть слова на букву «ММ»?» Поиграйте в «Магазин». Вы — продавец, покупатель — плюшевый мишка, озвучиваемый ребенком.

—  Мишка, что ты выбрал?

—  Я хочу купить ложку.

—  За ложку надо заплатить первым звуком этого слова.

—  «ЛЛ».

—   Правильно, можешь забрать ложку. Затем поменяйтесь ролями.

Можно с помощью хороших способов научить ребенка читать поиграть в традиционные «Слова» (следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего), звуковое лото (закрывать картинку той буквой, на которую она начинается), выучить скороговорки.

Возьмите два листа бумаги: первый — грузовик марки «М», второй — «Л». Все перевозимые предметы должны начинаться на данный звук. Первый («М») везет мыло, мармелад, мультики, мост, отправился в Москву, к маме, в магазин. Второй — люстры, ленты, лимоны, лебедя, поехал в лес, Литву (пишите эти слова на листе).


Мягкие/твердые

Если в «добуквенный» период ребенок научится манипулировать согласными с помощью лучших способов научить ребенка читать, у него не вызовет затруднений слияние букв в слог.

Игра. Том и Тим — два человечка: твердый и мягкий (можете их даже нарисовать): «Это — Том. Слышишь, как твердо начинается его имя: Т. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Т — томатный сок, не ест Т — тянучки, носит П — пальто, и не надевает П — пиджак, пускает М — мыльные пузыри, ноне берет в руки М — мяч. Том дружит с Тимом. Он мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени Т — тефтели, Л — леденцы, П — пирожные. Когда Тим рисует, Том раскрашивает, если Том берет Д —дудочку, Тим начинает Д — дирижировать. Однажды Тим и Том решили поехать в путешествие. Помоги им собраться (малыш — Тим, мама — Том). Что понесет Тим? (Подберите подходящие слова.)


Веселые звуки

Теперь с помощью игр научите малыша различать ударные и безударные гласные.

Игрушки разбежались по лесу и заблудились, и ребенок должен правильно их позвать: Каатя, Миишка, заайчик.

Малыш выстукивает ударные слоги сильно, а безударные — легко (например, в стихотворении «Уронили мишку на пол»).

После того как кроха научился определять в слове первый и последний звуки, различать твердые и мягкие согласные, выделять ударный звук, можно приступать к определению полного звукового состава слова.

Игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с окошками, в котором живут имена. Пришел в свой дом кот (рисуете дом стремя окошками), у кота три комнаты. Каждый звук спит отдельно. Кто сидит в первой спаленке? К — правильно, закрываем окошко (так по очереди закрыть все окна). Теперь рисуете дом с четырьмя окошками и спрашиваете карапуза: «Кто тут живет — слон или лев?» Дальше то же самое, только малыш определяет еще и ударения (окошко с занавеской).


На этом этапе ребенок должен научиться: выделять звуки в коротких словах и сознательно избегать провокаций типа «правда, слово «машина» начинается на тот же звук, что и автомобиль?»


Знакомим малыша с буквами

Пишем вместе с ребенком имя «хозяина» домика (как в шаге 4).

Какая буква «сбежала» из стихотворения: «Землю роет старый кот, подзем-лею он живет», «Нам темно. Попросим папу нам включить поярче лампу».

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие буквы изменились: «Здесь хорошее местечко — протекает рядом печка». «Стужа, снег, метут метели, темной ночью бродят двери».


Учим слоги

Пособие «Окошки». Вырежьте из картона окошки (два или больше), под которые вы будете класть картонные полоски с буквами (так, чтобы их можно было свободно двигать). В первом окошке будут согласные, во втором — гласные. Вы двигаете полоски — в окошках появляются буквы, сливаясь в разные слоги.


Читаем

Переставь вывески. Ветер сорвал с магазинов вывески, поменял их местами, и жители теперь не знают, куда отправляться. На бумаге нарисованы витрины разных магазинов (книг, игрушек, обуви, одежды и т. д., а вывески перепутаны (крупными буквами КНИГИ, АПТЕКА, КРАСКИ, ИГРУШКИ). Чтобы привести все в порядок, ребенку надо не только прочитать вывески, но и написать недостающие.

Помоги Мишутке. Бабушке на день рождения нужно выбрать банку малинового варенья (из других банок) и открытку (из разных) ко Дню Рождения.

Накорми зверей. Перед вами — игрушки-зверюшки. На столе — карточки с названиями кушаний (молоко, сыр, каша, рыба, косточка). Они перевернуты надписями вниз. Ребенок по очереди открывает их и читает названия блюд: «Косточка». — «Кому ее предложить?» — «Щенку!»


Какая буква заблудилась. Надо найти «заблудившуюся» букву и заменить ее нужной. Материал — картинки с «неправильными» названиями: лужи (лыжи), кот (кит), стол (стул), ворота (ворона), папка (палка, полка).

Бюро находок. Эта игра предупреждает и исправляет распространенный дефект ранних этапов чтения, когда ребенок норовит «сочинить» окончания слов, а в письме пропускает буквы. Предложите малышу найти пропавшие буквы на карточках (зон — зонт, топр — топор).

 «Дружные буквы». Нужно соединить правый и левый столбики так, чтобы получилось слово, например: ко-мар, ко-мок.

Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера