Становление речи у ребенка – процесс не быстрый и, скажем так, не линейный. Подавляющее большинство детей благополучно осваивают язык (а то и 2-3), который постоянно слышат, независимо от их лингвистических способностей. Важно только не забывать контролировать этот процесс и знать, в каких случаях необходимо срочное вмешательство логопеда, а когда лучше просто переждать.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ
Языковые навыки полностью формируются у ребенка только к 5-6 годам. Поэтому самые трудные звуки русского языка (свистящие и шипящие, а также «л» и «р») могут даваться ему не сразу. Логопеды называют такое положение вещей термином «детское косноязычие» и считают нормой. Конечно, это вовсе не означает, что вы должны бездействовать и ждать, пока ребенок всему научится сам: играйте с ним, ласково указывайте на ошибки. А если вы вдруг заметите какие-то подозрительные симптомы речевого дефекта раньше, до достижения «контрольного возраста», без промедления обращайтесь к врачу.
ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Ребенок шепелявит или картавит
Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков (с, з, ш, щ, ж), а также щелевых (р, л) в возрасте после 5-6 лет – весьма распространенное явление, которое называется функциональной дислалией. Как правило, само оно не проходит – необходима консультация логопеда.
Ребенок мало говорит и не пополняет свой словарный запас
Про такого ребенка говорят, что он, как собака, все понимает, но сказать не может. Дети-молчуны или дети, застрявшие на стадии «детского лепета» («мама», «бяка», «кака» и т. д.), как правило, страдают так называемой алалией. Если ваш ребенок после двух лет продолжает пользоваться десятком примитивных слов, не изменяет слова по падежам и путает род-число, необходимо срочно обратиться к логопеду.
Ребенок неправильно произносит слова
В возрасте 2-3 лет смешные детские словечки («тяпка» вместо «шапка», «нянечки» вместо «ягодки» и т. д.) вызывают умиление. Если ребенок продолжает коверкать слова в 5-6 лет, это повод заподозрить у него диспраксию, то есть недоразвитие фонематического слуха. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем лучше.
Ребенок не в состоянии запомнить буквы
Уметь бегло читать в этом возрасте совсем необязательно, однако в норме ребенок должен быстро запоминать буквы и составлять из них короткие слова. Если ваши занятия не приводят ни к каким результатам, возможно, у вашего чада дислексия (распространенная в начальной школе проблема). Если пустить дело на самотек, этот недостаток останется у него на всю жизнь.
Ребенок неправильно пишет, даже зная все правила
На уроке письма ребенок часто пропускает и путает буквы, забывает закончить предложение, «не слышит» диктуемые слова. Если малыш старательно занимается, но все равно пишет плохо, это означает, что он страдает дизграфией или дизорфографией. Это также виды речевого дефекта речи ребенка. В этом случае помочь сможет только специалист-логопед (или лого-патолог).
Также следует насторожиться, если:
♦ у вас была трудная беременность или роды;
♦ ребенок перенес заболевания или получил травму в возрасте 1-2 лет;
♦ в возрасте двух лет малыш все еще не начал говорить;
♦ ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители и близкие родственники;
♦ ребенок недоговаривает слова или произносит лишь их отдельные слоги (например, ударные);
♦ ребенок гнусавит.
ИДЕМ К ЛОГОПЕДУ
Чтобы выбрать хорошего специалиста для своего малыша, стоит обратить внимание на следующие несколько признаков.
5 признаков хорошего логопеда:
♦ умение общаться с детьми;
♦ грамотная и правильная речь;
♦ интересные, организованные в игровой форме занятия;
♦ готовность рассказать родителям обо всех своих методиках, о цели каждого упражнения;
♦ индивидуальный подход к ребенку (например, отказ в помощи до достижения «положенного возраста» должен вас насторожить).
Сколько времени это займет?
Логопеды не делают таких прогнозов. Каждый случай индивидуален, а каждый ребенок неповторим. У одного звук «р» можно исправить за 1-2 занятия, а для другого и полгода окажется мало. Успех также зависит от усердия и настойчивости – как вашей, так и вашего ребенка.
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ
Не всегда родительское беспокойство по поводу речевых дефектов означает, что у ребенка действительно логопедические проблемы. Вариантов здесь немного, но они возможны.
Ребенок переживает стресс
Иногда пик становления речи малыша (1,5 года) совпадает с каким-то непростым событием в его жизни, например, с болезнью, операцией или просто началом эпопеи под названием «детский сад». В этом случае весьма вероятно, что ребенок выдаст какую-нибудь языковую реакцию на стресс: начнет заикаться или коверкать слова, уходить от разговоров и т. д. В этом случае необходимо, во-первых, проверить, насколько психологически комфортна для малыша обстановка в детском саду или дома, а во-вторых, окружить ребенка особым теплом и вниманием: почаще играть с ним в спокойные игры, читать или рассказывать о чем-то новом.
Не говорит? Проверьте уздечку языка!
Весьма распространенный случай, когда нормальному формированию речи мешает слишком короткая от природы (или вообще отсутствующая) уздечка языка. По сути, язык просто лишен необходимой ему подвижности, поэтому некоторые (а то и все) звуки ребенок просто физически не может произнести. Существует масса примеров, когда родители считали своих детей едва ли не глухонемыми, а потом, когда в возрасте 5-6 лет все-таки приводили их к врачу (где им, естественно, тут же подрезали уздечку), дети, как по волшебству, начинали говорить все, что накопилось у них за долгие годы молчания... Вы можете осмотреть эту важную деталь речевого аппарата самостоятельно. Попросите ребенка прикоснуться кончиком языка к основанию верхних зубов, а затем, не отрывая его, широко открыть рот. Если рот откроется - значит, с уздечкой все в порядке. Если же нет, то уздечка, скорее всего, укорочена или отсутствует. Как правило, врачи предлагают ее подрезать. Но иногда, если уздечка достаточно тонкая и средней длины, можно попробовать растянуть ее с помощью упражнений.
ДОМАШНЯЯ ЛОГОПЕДИЯ
Если вы хотите научить своего ребенка говорить четко и правильно, попробуйте заниматься с ним с помощью игры.
Расширяем словарный запас
Чтобы ребенок быстрее осваивал новые слова, не заучивайте их с ним, а просто беседуйте в естественной обстановке. Читайте стихи, обсуждайте происходящее. Превратите обычную прогулку в небольшое путешествие: спросите у малыша, на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что возьмете с собой и т. д.
Развиваем речь
Развивать речь можно начинать с младенчества: например, если малыш произносит какой-то звук, вы его подхватываете и повторяете за ним несколько раз. После нескольких таких повторений ребенок поймет, что это игра, и начнет повторять простые звуки и песенки уже за вами (вроде «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). В дальнейшем задачи будут усложняться: ребенку уже можно будет предложить закончить строчку знакомого стиха: «Уронили мишку...» -«...на пол» и т. п.
Что делать с буквой «р»...
Не забывайте, что правильное произношение звука «р» формируется только к 4-5 годам! Не мучайте ребенка этой проблемой, не заставляйте его комплексовать. Можно петь с ребенком специальные песенки («ра-ра-ра», «кря-кря-кря» и т. п.), но только в порядке игры. Настоящие упражнения лучше делать под руководством врача-логопеда в том случае, если ваш ребенок не начнет правильно выговаривать все звуки к 5-6 годам.
Оружие против молчуна
Некоторые дети благодаря особой «понятливости» взрослых приходят к выводу, что говорить вовсе необязательно: желаемого результата можно добиться другими способами: криком, жестами, мимикой, одним только выразительным взглядом. Ответьте ему тем же оружием: вместо разговора попытайтесь сообщать ему информацию жестами и знаками. А на все его попытки «поговорить» без слов с вами недоуменно пожимайте плечами, мол, не понимаю. Вы не поверите, насколько быстро малыш сообразит, что речь ему необходима.
ЧТО ПОМОГАЕТ И ЧТО МЕШАЕТ
Помогает:
1. Ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами
2. Родители много и правильно разговаривают с ребенком
3. Родители контролируют произношение звуков и поправляют малыша
4. Родители читают ребенку вслух перед сном и обсуждают прочитанное
5. Ребенок имеет возможность играть со сверстниками
Мешает:
1. Родители мало общаются с ребенком
2. Родители сюсюкают с малышом
3. Невропатические и нервные заболевания (как у детей, так и у родителей)
4. Недостаток движения
5. Недостаток положительных эмоций
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯЖКИ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА
(выполняются перед зеркалом)
1. ЧАШЕЧКА. Широко открыть рот, сделать язык «лопатой», на 10 секунд поднять и потянуть его к верхним зубам (не касаясь их)
2. ГРИБОК. Открыть рот, крепко прижать язык к нёбу и, не отрывая его, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть
3. ИГОЛОЧКА. Открыть рот и на 15 секунд вытянуть узкий язычок как можно дальше
ЛИНГВИСТЫ В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ
Специалисты заметили, что если в «нежном» возрасте ребенок занимается словотворчеством (образует необычные слова, которые, хотя и соответствуют правилам языка, но не употребляются в нем), то, скорее всего, в дальнейшем ему будет легко овладеть грамотой и выучить другие языки. Ведь только человек с тонким языковым чутьем может придумать такие шедевры, как «отскорлупай яйцо» или «выключи вертилятор».