ВВЕДЕНИЕ В КУРС
На заре человеческой жизни деньги вообще не фигурируют. Как и в начале человеческой истории. Ребенку понравилась чья-то пожарная машина? Есть три сравнительно честных способа отъема:
а) схватить ее и убежать подальше от песочницы (захват чужого имущества);
б) отбить в драке (война);
в) отдать за нее свой надоевший танк (мирный обмен «товар – товар»).
Обменный процесс. Обмен – прообраз денежных отношений, а склонность к нему свидетельствует о высокой ступени развития. Книжки, кассеты, игрушки, диски - каждый предмет имеет в глазах ребенка определенную ценность, во многом нелогичную, эмоциональную. Например, дорогую немецкую куколку девочка запросто меняет на огромную «китайчатину» в почти обувной коробке.
Обмен типа «товар-деньги-то-вар» входит в детское сознание в разное время. В основном это программирует семья. Есть мнение, что дети и деньги – вещи несовместимые, главное – развивающий сад, музыкальная студия. Но, думая о высоком, не забывайте, что только вы можете привить ребенку правильное и спокойное отношение к деньгам. Если эту прививку сделает с опозданием кто-то чужой с другими жизненными ценностями, возможны осложнения.
Первые встречи. Впускать деньги в жизнь ребенка можно примерно в 2,5-3 года, одновременно с другими мелкими предметами. Для него это будет просто знакомство.
Играя с малышом в магазин, используйте своё родительское воображение: возьмите не пуговицы, а монетки. Помойте их вместе, почистите зубным порошком – заодно покажете, что деньги грязные.
Для ребенка 5-6 лет можно отксерить бумажные купюры разных стран – будет, кстати, повод поговорить об истории и географии. Дошкольники способны помочь вам рассчитаться в магазине, сложить сдачу в кошелек: «Мы вначале давай бумажные деньги пересчитаем и уложим в кармашек, они самые важные, а потом уж монетки».
Серьезные отношения. Постепенно каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превращать в любые вещи – игрушки, мороженое, билет в цирк. Уже в 4-5 лет дети способны выделять среди собрания желаний разумные – конечно же, включая некоторую долю баловства и удовольствий.
Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, которые требуют, например, 10 мороженых «Лакомка». Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни.
Растут дети – растут их желания и потребности. Что вовсе не одно и то же. Джинсы – это потребность (надо). Дизайнерские джинсы – это желание (хочу). Осталось найти возможность (могу). Для совершения покупки необходимо и достаточно, чтобы «надо», «хочу» и «могу» сошлись в одной точке. Но...
«Родители – олдовые ваще - жалуется психологу 14-летний Павел Н. - Они находят это ваше «могу» только на самое необходимое «надо», чтоб голым не ходить!» Заметим, что Паша вовсе не «оторва» - приятный, развитой подросток. В джинсах от Армани.
Задача родителей, а иногда и психолога, - открыть подрастающему ребеночку-жеребеночку его собственные возможности. Где же лежат эти волшебные ресурсы, чтобы хватило на «хочу»? Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги карманные, подаренные и заработанные.
ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Карманные расходы. Чаще всего небольшие повседневные суммы становятся действительно необходимы детям с 6-7 лет. Статьи расходов в основном продовольственные - сок или булочка на переменке. Но ведь можно обойтись и без булочки! 15 рублей в день – это 30 рублей за два дня. А сколько к субботе сэкономишь... Не ругайте ребенка, если он экономит. Зато научится целесообразно расходовать средства, расставлять приоритеты, быть бережливым.
Педагоги считают, что в течение 3-4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить деньги, помнить, сколько их осталось. Вот что категорически не удается младшим детям – это планирование. Они не представляют себе, что такое «через три недели». Если выплатить карманные на месяц вперед, от них ничего не останется уже через 5-6 дней. Поэтому в первые годы давайте деньги не реже 1 раза в неделю.
Карманные поступления увеличиваются с возрастом наших детей. Сколько платить? Универсального рецепта нет. Пока вы остаетесь для ребенка близким человеком, вам нетрудно представить его реальные нужды. У него появилась девушка? Друзья зачастили в тренажерный зал? Придется учесть и эти расходы, а также расходы на «железки», кино, кафе...
Важно. Карманные деньги выдаются в установленных размерах в оговоренные сроки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования.
Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли. Давай-ка ноги в руки и сам».
Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: «Помнишь, ты мечтал о гараже для машинок? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени». С подростком эти номера не пройдут, да и не нужны. Просто поговорите: как он распорядится деньгами – проест на мороженое или купит что-то стоящее?
Важно. Ребенок не должен тратить подаренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.
Труд несовершеннолетних. Вряд ли стоит всерьез обсуждать проблему: платить ли деньги за учебу, уборку или выгул собаки? Не обедняйте высокую мотивацию этих повседневных обязанностей - стремление к саморазвитию и успеху, желание помочь родителям, любовь к животным. Другое дело -премии, бонусы, оплачиваемые « сверхурочные ». Оттереть 6 плиток на кухне, собрать 2 литра малины на даче -это для человека 6-7 лет настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить. Отличный вариант – общесемейный труд, который позволит вместе немного заработать или сэкономить. Так, например, семья 12-летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Половина заработанных денег традиционно проедается в «Баскин Роббинсе», а остаток делится поровну на всех. И хотя маме легче дать Мише эти деньги просто так (семья не бедная), она почему-то уже три года устраивает этот «субботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.
Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Например, на вакансии курьера, промоутера, озеленителя и расклейщика объявлений подросткам проще устроиться летом, во время каникул. Первые две «профессии» потребуют или помогут развить у подростка навыки общения, умение ориентироваться по карте, рассчитывать время. Максимальная оплата в Москве - 6,5-8 тыс. рублей в месяц. Если ваш возмужавший ребенок решил искать работу – не бегите впереди паровоза! Вам легче распознать и отсеять сомнительные предложения и аккуратно «подсунуть» стоящие. Но! Окончательную точку в выборе должен поставить сам соискатель.
Важно. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.
К концу нашего импровизированного родительского собрания дети и деньги становятся не такими уж и несовместимыми понятиями. Но хотелось бы ещё обратить внимание на тот факт, что, несмотря на все усилия взрослых, иногда дети всё же становятся на путь воровства. Дети ворую деньги. Почему?
5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА
1. Недостаточное внимание со стороны родителей. Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.
2. Потребность в самоутверждении. Один классно гоняет мяч, второй на математике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.
3. Желание быть не хуже других. Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.
4. Соблазн безнаказанности. Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.
5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего в школе или во дворе.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
Наталья ПАНФИЛОВА, семейный психолог
Всегда найдутся люди, которые богаче вас. Как помочь детям правильно это принять? Они начинают оценивать и сопоставлять покупательские возможности разных семей уже с 6-8 лет. Сравнивают вначале игрушки, а потом одежду, квартиру, машину. И начинаются вопросы:
- Мам, а почему у нас на даче нет такого бассейна? Почему Катю шофер возит? Купишь велосипед, как у Павлика? Бубнить в ответ сердито: «У нас нет таких денег, отстань», - не выход. Вы загоните проблему вглубь, пробудите в ребенке зависть и алчность, уроните самооценку. Как быть?
Правило №1. Не теряйте эмоциональный контакт – общайтесь! Со старшими детьми можно разговаривать о будущем: «От твоей зависти ничего не изменится. Хочешь такую машину – давай подумаем, что и когда нужно будет для этого сделать. Мы обязательно поможем». Малышей, наоборот, переключайте, причем на сиюминутное: «Подумаешь, велосипед! Мы вот завтра поедем с папой в зоопарк». Но не надо строить дальних планов, для маленького ребенка через год – значит никогда.
Правило №2. Не думайте, будто дети гордятся только вещами. Знали бы вы, как они хвастаются нашими подвигами! Мамины пирожки, папин волейбол на пляже, старший брат на машине покатал... Постоянно подпитывайте детское восхищение личными и семейными достижениями.
Правило №3. Количество денег, которые водятся у ребенка, должно зависеть от трех факторов: а) возможности семьи, б) потребности ребенка, в) материального уровня его однокашников. Эти факторы равноправны!
Правило №4. Уровень окружения, среду выбирайте заранее. Стоит ли «пыжиться», зарабатывая деньги на элитную школу, если ваш ребенок будет там стыдиться своих китайских машинок или дешевых кроссовок? Выберите школу, секцию, студию, куда не надо приезжать на собственном жеребце и в бриллиантовых запонках.