Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

25.05.2010

Родительское собрание: дети и деньги


Еще недавно вы играли с ним в магазин и «поку пали» его машинки, рас плачиваясь яркими пуго вицами. Теперь он тратит деньги на ерунду, просит дорогие кроссовки, «как у всех», и тихонько подворовывает мелочь. Как правильно приучить ребенка к деньгам? Итак, начнём наше заочное родительское собрание: дети и деньги – эта тема касается всех.
2 76060

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

На заре человеческой жизни деньги вообще не фигурируют. Как и в начале человеческой ис­тории. Ребенку понравилась чья-то пожарная машина? Есть три сравнительно честных способа отъема:

а) схватить ее и убежать подальше от песочницы (захват чужого имущества);

б) отбить в драке (война);

в) отдать за нее свой надоевший танк (мирный обмен «товар – товар»).

Обменный процесс. Обмен – прообраз денежных отношений, а склон­ность к нему свидетельствует о вы­сокой ступени развития. Книжки, кассеты, игрушки, диски - каж­дый предмет имеет в глазах ребен­ка определенную ценность, во многом нелогичную, эмоциональ­ную. Например, дорогую немец­кую куколку девочка запросто меняет на огромную «китайчатину» в почти обувной коробке.

Обмен типа «товар-деньги-то-вар» входит в детское сознание в разное время. В основном это про­граммирует семья. Есть мнение, что дети и деньги – вещи несовместимые, главное – развивающий сад, музыкальная студия. Но, думая о высоком, не забывайте, что только вы можете привить ребенку пра­вильное и спокойное отношение к деньгам. Если эту прививку сдела­ет с опозданием кто-то чужой с другими жизненными ценностями, возможны осложнения.

Первые встречи. Впускать деньги в жизнь ребенка можно примерно в 2,5-3 года, одновременно с други­ми мелкими предметами. Для него это будет просто знакомство.

Играя с малышом в магазин, ис­пользуйте своё родительское воображение: возьмите не пуговицы, а монет­ки. Помойте их вместе, почи­стите зубным порошком – заодно покажете, что деньги грязные.

Для ребенка 5-6 лет можно отксерить бумаж­ные купюры разных стран – будет, кстати, повод поговорить об истории и географии. Дошкольники спо­собны помочь вам рас­считаться в магазине, сложить сдачу в коше­лек: «Мы вначале давай бумажные деньги пересчи­таем и уложим в кармашек, они самые важные, а потом уж монетки».

Серьезные отношения. Посте­пенно каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превра­щать в любые вещи – иг­рушки, мороженое, билет в цирк. Уже в 4-5 лет дети способны выделять среди собрания желаний разумные – конечно же, включая некоторую до­лю баловства и удо­вольствий.

Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, кото­рые требуют, например, 10 моро­женых «Лакомка». Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни.

Растут дети – растут их жела­ния и потребности. Что вовсе не одно и то же. Джинсы – это по­требность (надо). Дизайнерские джинсы – это желание (хочу). Осталось найти возможность (мо­гу). Для совершения покупки не­обходимо и достаточно, чтобы «надо», «хочу» и «могу» сошлись в одной точке. Но...

«Родители – олдовые ваще - жалуется психологу 14-летний Павел Н. - Они находят это ваше «могу» только на самое необходи­мое «надо», чтоб голым не ходить!» Заметим, что Паша вовсе не «оторва» - приятный, развитой подросток. В джинсах от Армани.

Задача родителей, а иногда и психолога, - открыть подрастаю­щему ребеночку-жеребеночку его собственные возможности. Где же лежат эти волшебные ресурсы, чтобы хватило на «хочу»? Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги карманные, подаренные и заработанные.

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Карманные расходы. Чаще всего не­большие повседневные суммы ста­новятся действительно необходи­мы детям с 6-7 лет. Статьи расхо­дов в основном продовольствен­ные - сок или булочка на перемен­ке. Но ведь можно обойтись и без булочки! 15 рублей в день – это 30 рублей за два дня. А сколько к субботе сэкономишь... Не ругайте ребенка, если он экономит. Зато научится целесообразно расходо­вать средства, расставлять прио­ритеты, быть бережливым.

Педагоги считают, что в течение 3-4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить деньги, помнить, сколько их оста­лось. Вот что категорически не удается младшим детям – это пла­нирование. Они не представляют себе, что такое «через три недели». Если выплатить карманные на ме­сяц вперед, от них ничего не оста­нется уже через 5-6 дней. Поэтому в первые годы давайте деньги не реже 1 раза в неделю.

Карманные поступления уве­личиваются с возрастом наших де­тей. Сколько платить? Универсального рецепта нет. Пока вы остае­тесь для ребенка близким челове­ком, вам нетрудно представить его реальные нужды. У него появилась девушка? Друзья зачастили в тре­нажерный зал? Придется учесть и эти расходы, а также расходы на «железки», кино, кафе...

Важно. Карманные деньги выдаются в уста­новленных размерах в оговоренные сро­ки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае уте­ри или нерационального расходования.

Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки кон­верт – нет! Значение конверта пе­реводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем за­няты твои мысли. Давай-ка ноги в руки и сам».

Если все же кто-то из родствен­ников подарил бумажку – пора­дуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: «Помнишь, ты мечтал о гараже для машинок? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени». С подростком эти номера не пройдут, да и не нужны. Про­сто поговорите: как он распоря­дится деньгами – проест на моро­женое или купит что-то стоящее?

Важно. Ребенок не должен тратить пода­ренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.

Труд несовершеннолетних. Вряд ли сто­ит всерьез обсуждать проблему: платить ли деньги за учебу, убор­ку или выгул собаки? Не обедняй­те высокую мотивацию этих по­вседневных обязанностей - стрем­ление к саморазвитию и успеху, желание помочь родителям, лю­бовь к животным. Другое дело -премии, бонусы, оплачиваемые « сверхурочные ». Оттереть 6 плиток на кухне, собрать 2 литра малины на даче -это для человека 6-7 лет настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить. Отличный вариант – общесе­мейный труд, который позволит вместе немного заработать или сэкономить. Так, например, семья 12-летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Поло­вина заработанных денег тради­ционно проедается в «Баскин Роббинсе», а остаток делится по­ровну на всех. И хотя маме легче дать Мише эти деньги просто так (семья не бедная), она почему-то уже три года устраивает этот «суб­ботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.

Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Например, на вакансии курьера, промоутера, озеленителя и рас­клейщика объявлений подросткам проще устроиться летом, во время каникул. Первые две «профессии» по­требуют или помогут развить у подростка навыки общения, уме­ние ориентироваться по карте, рассчитывать время. Максималь­ная оплата в Москве - 6,5-8 тыс. рублей в месяц. Если ваш возмужавший ребе­нок решил искать работу – не бе­гите впереди паровоза! Вам легче распознать и отсеять сомнитель­ные предложения и аккуратно «подсунуть» стоящие. Но! Окон­чательную точку в выборе должен поставить сам соискатель.

Важно. Заработанные деньги ребенок име­ет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороже­ное – это добрый знак. Можно заранее рас­сказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

К концу нашего импровизированного родительского собрания дети и деньги становятся не такими уж и несовместимыми понятиями. Но хотелось бы ещё обратить внимание на тот факт, что, несмотря на все усилия взрослых, иногда дети всё же становятся на путь воровства. Дети ворую деньги. Почему?

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА

1. Недостаточное внимание со стороны родителей. Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.

2. Потребность в самоутверждении. Один классно гоняет мяч, второй на матема­тике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.

3. Желание быть не хуже других. Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.

4. Соблазн безнаказанности. Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.

5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего в школе или во дворе.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Наталья ПАНФИЛОВА, семейный психолог

Всегда найдутся люди, которые богаче вас. Как помочь детям правильно это принять? Они начинают оценивать и сопоставлять покупательские воз­можности разных семей уже с 6-8 лет. Сравнивают вначале игрушки, а потом одежду, квартиру, машину. И начина­ются вопросы:

- Мам, а почему у нас на даче нет тако­го бассейна? Почему Катю шофер во­зит? Купишь велосипед, как у Павлика? Бубнить в ответ сердито: «У нас нет таких денег, отстань», - не выход. Вы загоните проблему вглубь, пробуди­те в ребенке зависть и алчность, уроните самооценку. Как быть?

Правило №1. Не теряйте эмоциональ­ный контакт – общайтесь! Со старшими детьми можно разговаривать о буду­щем: «От твоей зависти ничего не из­менится. Хочешь такую машину – да­вай подумаем, что и когда нужно будет для этого сделать. Мы обязательно поможем». Малышей, наоборот, переключайте, причем на сиюминутное: «Подумаешь, велосипед! Мы вот завтра поедем с папой в зоопарк». Но не надо строить дальних планов, для маленько­го ребенка через год – значит никогда.

Правило №2. Не думайте, будто дети гордятся только вещами. Знали бы вы, как они хвастаются нашими подвигами! Мамины пирожки, папин волейбол на пляже, старший брат на машине покатал... Постоянно под­питывайте детское восхищение личны­ми и семейными достижениями.

Правило №3. Количество денег, кото­рые водятся у ребенка, должно зави­сеть от трех факторов: а) возможности семьи, б) потребности ребенка, в) мате­риального уровня его однокашников. Эти факторы равноправны!

Правило №4. Уровень окружения, среду выбирайте заранее. Стоит ли «пыжить­ся», зарабатывая деньги на элитную школу, если ваш ребенок будет там стыдиться своих китайских машинок или дешевых кроссовок? Выберите школу, секцию, студию, куда не надо приезжать на собственном жеребце и в бриллиантовых запонках.

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера