Близнецы во все времена считались необычными детьми. Их особенность в том, что с самого рождения между ними складываются совершенно уникальные отношения. Каждый день, разглядывая себя в брате или сестре, как в зеркале, не расставаясь порой ни на минуту, малыши начинают ощущать себя половинками единого целого. Они вместе растут, играют, учатся друг у друга, одинаково ведут себя, даже переживают и чувствуют похоже. Психологи отмечают, что иногда близнецы могут видеть практически одни и те же сны и даже владеют телепатией.
Но, бывает, что родители, завороженные мыслью о такой близости детей, предоставляют близнецов самим себе. Ведь сладкая парочка никогда не заскучает – обязательно придумает себе какое-нибудь занятие. Это так, и тем не менее, для того, чтобы малыши научились правильно относиться друг к другу – ценить поддержку, взаимопонимание, любовь – и в то же время не стали слишком зависимыми друг от друга, им необходимы помощь и внимание родителей. Да, выделить в нескончаемой череде домашних дел время для воспитательного процесса – задачка не из легких. И все же попробовать надо.
Курс на индивидуальность
Иногда родители могут даже не догадываться, как сильно близнецы, выросшие в одной семье, зависят друг от друга.
«Я вышла на работу через полгода после рождения Андрея и Степана, - рассказывает Елена, мама мальчишек-близнецов. - Надо было зарабатывать деньги, а все заботы о детях я перепоручила няне. Мне казалось, что она хорошо справлялась с воспитанием моих малышей: частенько по вечерам ребята хвалились мне своими достижениями. Показывали рисунки, читали, пересказывали сказки, пели песенки. К сожалению, я не заостряла внимания на том, что читает и рассказывает мне в основном Андрей, а считает Степка. Когда же мы решили перед поступлением в школу записаться на подготовительные курсы, выяснилось, что Андрей совершенно не разбирается в счете, а Степан умеет лишь складывать слоги из тех букв, которые ему лихо подсказывает Андрюшка. Пришлось нанимать новую няню, которая занималась теперь с каждым близнецом отдельно согласно его потребностям». Специалисты отмечают, что такое распределение ролей – не редкость в близнецовой паре. Что хорошо получается у одного, необязательно умеет другой, ведь малыши всегда в распоряжении друг друга. В результате пара прекрасно адаптирована, когда близнецы вместе, но каждый по отдельности может испытывать немалые трудности. Чтобы избежать этого, с самого раннего детства старайтесь привить каждому из близнецов стремление развивать свой собственный характер. Быть самим собой, а не просто одним из двух.
Двойственный союз.
Близнецы обычно не любят принимать посторонних в свой уютный и удобный микромир: действительно, зачем искать друзей, когда рядом такой понимающий и близкий человек? Однако во взрослой жизни близнецам предстоит общаться с разными людьми, и основам этого общения – умению дружить, искать компромиссы и заключать перемирия – необходимо научиться как можно раньше. К тому же общение с друзьями очень полезно для развития адекватной самооценки. Ведь каждый из близнецов должен иметь завоевывать уважение не только своего «кровного» друга, но и просто товарища по играм или учебе. Поэтому как можно раньше, пока близнецы не замкнулись лишь на обществе друг друга, старайтесь знакомить их с другими детьми. Поощряйте попытки каждого завести своих друзей или предложите приятелям позвать к себе в гости одного из близнецов. А другой ребенок пусть весь этот вечер проведет с вами.
Неидеальное братство
Несмотря на привязанность, между близнецами нередко возникает соперничество.
«Аня и Вика, обычно такие милые и послушные, вдруг ни с того, ни с сего стали устраивать настоящие войны, - рассказывает Светлана, мама пятилетних девочек-близнецов.- Стоит нам только отвернуться, как тут же вспыхивают ссоры. Они ругаются из-за каждой мелочи: кто поедет в автобусе у окна, кому достанется кусочек торта с долькой апельсина, с кем рядом сядет за обедом бабушка. А однажды они устроили скандал, выясняя, у кого из них на фартуке больше вишенок. Меня уже просто пугает их характер! Я не знаю, как примирить их».
Чаше всего причиной подобных конфликтов являются обостряющиеся с возрастом конкуренция и ревность. Как правило, близнецы стремятся выяснить, кто лучший и главный в паре. Но вражда постепенно сойдет на нет, когда малыши наконец-то поделят роли. Один из близнецов займет позицию лидера, другой – ведомого. И это нормально. Психологи считают, что такое «разделение должностей» в характере близнецов выросших в одной семье, происходит в 80% случаев. Чаще всего это соответствует темпераменту каждого близнеца, а не ведет к подавлению каких-то принципиально важных качеств или к однобокому развитию личности одного из них.
Ну а пока малыши воюют – наберитесь терпения. Не обращайте внимания на будничные потасовки между ними и не вмешивайтесь без весомого повода. И, конечно же, не забывайте напоминать детям, какая это большая удача – иметь соблизнеца, человека, который с тобой с самого рождения, любит и понимает тебя, как никто другой.
Особенности двойного воспитания.
Есть только один способ узнать о проблемах или интересах ребенка – разговаривать с ним. Проявляйте внимание к каждому из близнецов (а не к обоим вместе!).
Близнецы нуждаются в собственных, только им принадлежащих вещах. У каждого должны быть свое место в доме, свои вещи (кроватка, стол, стул и т.д.), своя одежда. И, конечно же, своя коробка с игрушками – личная собственность, которой он может и не делиться с соблизнецом.
Помогите детям построить самостоятельное ментальное представление о себе. Пусть у каждого будут свои воспоминания, свое мнение, свои мечты. Для этого их можно временно разделять: например, с одним из них сходить в цирк, а с другим – на футбольный матч. Одного отвести на выходные к бабушке, а с другим остаться дома. Можно предложить почитать им разные книги, а потом обсудить, что каждый из малышей думает о сюжете. И, конечно, беседуя с детьми, старайтесь исподволь приучать их к мысли, что не всегда в нужную минуту рядом может оказаться соблизнец.
Близнецов, в отличие от одиночнорожденных братьев и сестер, можно и даже нужно сравнивать друг с другом. Но не с целью подогнать одного под другого, а для того, чтобы лишний раз подчеркнуть личные особенности ребенка. Например, говорите: «Маша очень красиво рисует, зато Вика замечательно поет».
Зовите каждого из близнецов по имени, а не просто «дети». Если хотите о чем-то попросить малышей, поручайте им индивидуальные задания, за которые каждый бы чувствовал личную ответственность и мог сказать вам: «Я сделал», - а не: «Мы сделали». Например, пусть один из малышей пропылесосит пол, а другой уберет игрушки (а не вместе сделают сначала одно дело, а потом другое).
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
Анна ЧЕЛНОКОВА, педагог
Если у детей уровень способностей и характер схожи и при этом родители с самого раннего возраста развивают у близнецов самостоятельность и индивидуальность, то, конечно, не будет ничего плохого в том, что дети станут обучаться в одном коллективе: сначала в детсадовском, потом в школьном. Только обсудите с педагогом, чтобы он продолжал курс на разделение малышей. Разумеется, дети не должны сидеть за одной партой, выполнять одно задание на двоих и дублировать друг друга на мероприятиях. Но если близнецы слишком зависимы друг от друга или один из детей явный лидер, а другой полностью ему подчиняется, есть смысл задуматься о разделении. Это будет полезно и лидеру, и ведомому. Ребенок-«подчиненный» станет более самостоятельным (ведь продвинутый собрат далеко, надеяться не на кого, надо действовать самому). А ребенок-лидер перестанет давить на сестру или брата, научится быть более терпимым к окружающим (руководить другими не так просто, как своим близнецом). В то же время нужно иметь в виду, что слишком форсированное разделение близнецов может оказаться для них стрессовым фактором и оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие ребенка. Поэтому не стоит разлучать малышей надолго. Пару часов в день для дошкольников и полдня для школьников – вполне достаточно, чтобы близнецы осознавали себя отдельными личностями и имели возможность общаться друг с другом.