Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

14.01.2011

Сказка, которую придумала сама жизнь

Дети любят сказки. Там все волшебно, красиво и ясно: этот герой – хороший, и он победит, а этот – плохой и будет наказан. Сказку обычно рассказывают на сон грядущий, когда ребенок уже дремлет. Поэтому ее идеи попадают прямо в подсознание. И нередко сказочные сценарии оказывают влияние на жизнь человека. Итак, сказка, которую придумала сама жизнь – тема разговора на сегодня.

0 53708

Особенно боль­шое влияние ока­зывает на нашу жизнь любимая сказка. Ребенок просит рассказы­вать или читать ее вновь и вновь. Потом он вырастает, сказку забывает, но ее схемы, модели, сценарии продолжают влиять на его по­ведение.

Особенности наших сказок

Сказки — это, как правило, продукт народного творчест­ва. А если и принадлежат перу известного писателя, то стано­вятся популярными и люби­мыми, если сюжет и поведе­ние героев близки и понятны многим. Сказки и легенды от­ражают типичные, повторяю­щиеся из века в век сценарии судеб людей или их мечтаний (недаром, к примеру, фильмы про Золушек типа «Красотки» с Джулией Роберте становятся блокбастерами). Поэтому в сказках разных стран имеются как похожие, общечелове­ческие сюжеты, так и отличия, связанные с особенностями местного менталитета.

Каковы же типичные сюже­ты русских сказок? Во-первых, главный герой редко что-либо делает самостоятельно — в его распоряжении обычно много волшебных предметов, всяких зверушек и существ, готовых прийти ему на помощь. Во-вто­рых, сам герой — невзрачный Иванушка-дурачок, на первый взгляд простофиля и лентяй. Но в итоге он получает царевну и полцарства в придачу, остав­ляя далеко позади умных кра­савцев-претендентов.

Эти сказочные сюжеты часто используются в рекламе. Посмотрите, сколько волшеб­ных персонажей приходит на помощь потенциальному обла­дателю того или иного продук­та — они раздают полезные со­веты, уносят в дивные страны, а Мистер Пропер моет за всех пол. Рекламщики стараются не зря — ведь мы с детства вы­учили песенку про то, как «при­летит вдруг волшебник в голу­бом вертолете», и жизнь станет другой без особых усилий.

Ну а кому не знакомы сов­ременные Иванушки? Косить «под дурачка» у нас очень вы­годно. Сострадательные люди всегда пожалеют, помогут, под­бодрят: коллега за такого Ива­на работу сделает, шеф поб­лажку даст и от каких-нибудь неприятных дел избавит. По­том смотришь: наш дурачок уже и заместитель начальника, и уже «полцарства» его.

Роли других сказочных персонажей распространены не меньше. Часто можно ус­лышать рассказы о руково дителях, которые однозначно «тянут» на звание Кощея Бес­смертного. Некоторые женщи­ны откровенно именуют свою свекровь Бабой-ягой. Почти в любом коллективе имеется Мудрец, знающий, как жить правильно, - у него припасен совет по любому случаю. Или Сизиф-перфекционист, кото­рый толкает камень на недо­стижимую вершину горы снова и снова. Ну а мачехи, превра­щающие в Золушек своих пад­чериц, и завистливые женщи­ны, пытающиеся скормить при случае отравленное яблоко соперницам, давно стали час­тью нашей жизни.

Сказку сделать былью...

Однако некоторые сказочные сценарии претворяются в жизнь целиком. Особенно часто это встречается у пред­ставительниц прекрасного пола. Иногда похожие судьбы передаются из поколения в по­коление: то все женщины рода выходят замуж за алкоголиков, то всех бросают мужья, то они становятся матерями-одиноч­ками. Почему сказочные сце­нарии так влияют именно на дам? Мальчики, конечно, тоже любят сказки. Но кроме этого у них есть еще и конструктор, и лазерный пистолет, и футбол. А у девочки все игрушки и на­ряды готовят ее к исполнению одной заветной мечты — стать наконец принцессой (хотя бы, например, и на свадьбе). И блистательные Барби, и кра­сивые платьица поддерживают ассоциативный сказочный ряд.

Вот некоторые популярные сценарии сказок, которые придумала сама жизнь:

Спящая красавица

Наталье 30 лет, выглядит гораз­до моложе и очень этим гордится. Она работает в автомобильной компании в окружении мужчин, но до сих пор одинока. Многие пытаются за ней ухаживать, од­нако Наталья очень придирчива, она заранее уверена: «Это не тот, кто мне нужен, душа не лежит - не нравится и все». Но может, нужно дать мужчине шанс как-то проявить себя, тем более, что он несколько раз ее пригла­шал в ресторан поужинать, в те­атр, в кино? Наталья вздыхает: «Я уже подумала - может, и надо согласиться разок. Но человек этот больше не звонит...» По сценарию Натальи, Принц должен не только обнаружить ее. Красавицу, в замке, но еще и прорваться к ней сквозь тернии и заросли, совершив пару подви­гов. А потом - разбудить девушку поцелуем. Никакие другие вари­анты Наталью не устраивают. Но красавице-то в сказке что - она может спать спокойно! Ей и через сто лет будет все еще восем­надцать. А вот в реальной жизни пока Принц тебя найдет, преодо­леет препятствия и разбудит по­целуем, уже пора будет покупать крем от морщин.

Красная Шапочка

Алина – молодая женщина с ан­гельским личиком. Но в свои 25 она сумела получить отступные в виде квартиры и машины от же­натого любовника и упасть в объ­ятия своего будущего супруга, ставшего ее спасителем после неудачного романа. Сейчас у Али­ны намечается интрижка с на­чальником и продвижение по ка­рьерной лестнице. Это сценарий Красной Шапочки, которая воп­реки маминым указаниям загова­ривает с Волком, а потом вместе с Охотником-спасителем радост­но набивает ему распоротое брю­хо камнями (таков финал этой сказки в оригинале). Знаменитый психотерапевт Эрик Берн замеча­ет, что «все-таки волкам лучше держаться подальше от девочек, которые выглядят невинно». Кста­ти, мать Алины, воспитывая дочь без отца, нередко посылала ее в детстве одну по своим поруче­ниям «через весь лес».

Елена Прекрасная

Красавица Аня строго оценива­ет потенциальных кандидатов в мужья - ей нужно, чтобы избран­ник был настоящим мужчиной и любил ее до беспамятства. Со­ответствующий статус он должен подтверждать регулярно: «Я хочу чувствовать себя рядом с ним ко­ролевой», - любит повторять она. От удалого молодца требуются изысканные подарки, многочис­ленные комплименты и трудовые подвиги по первому указанию возлюбленной. Но не все оказываются способны одновременно скакать на волке, воевать со Зме ем, добывать молодильные яблоки и превращать поцелуями ля­гушку в царевну. И селекция пре тендентов продолжается.

Вас ожидает жизнь

Каждый из нас еще в раннем детстве намечает для себя сценарий, который потом настойчиво претворяет в жизнь. Мы уже и сами не помним порой, как сочинили эту историю, но она продолжает жить в нашем бессознательном и управлять судьбой. Конечно, причина повторяющихся сюжетов в нашей жизни не только в том, что мы когда-то верили в сказки – на ребенка многое влияет. Скорее, даже наоборот: про­анализировав повторяющиеся события, поступки, характе­ры, мы можем сопоставить их с сюжетами легенд, книг, пьес.

Психологи часто задают вопрос: «С каким художественным произведением вы бы сравни­ли свою жизнь?» Даже несерьезный ответ способен многое сказать вам. А это уже немало, ведь нередко люди ходят по замкнутому кругу, объясняя себе, что это «судьба», «карма». Поняв, что действуете в рамках одного и того же сюжета, вы можете осознанно изменить ход событий – не так реагиро­вать на слова и действия, по-другому поступать, иначе относиться к себе и людям. Ведь либо мы управляем своим сценарием, либо он нами. При­няв на себя ответственность за свою жизнь, вы сможете сделать ее собственным уни­кальным произведением искусства.

Комментарий психолога

В раннем возрасте дети очень восприимчивы. Слушая сказку, ребенок переживает эмоции главного героя - ведь именно этот персонаж описан ярче и подробнее других. Неосознан­но малыш ассоциирует себя с ним. И его жизнь начинает строиться по определенному сценарию. Их не так уж много. В свое время известный аме­риканский психотерапевт Эрик Берн открыл, исследовал и опи­сал эти сюжеты: Золушка, Спя­щая красавица и др. Психологи рас­сматривают еще два распро­страненных сегодня сценария сказки, которую придумала сама жизнь – «Бэмби» и «Годзилла». Играющая роль «Бэмби» жен­щина слаба и беззащитна. Она уверена, что любовь надо за­служить. Таким страдалицам обязательно попадаются де­спотичные партнеры, эгоисты, альфонсы, словом, потребите­ли любви, не способные что-то дать взамен. В роли «Годзиллы» женщина выступает с позиции силы, она стремится все контролировать, заставляет всех играть по сво­им правилам. Эти дамы незави­симы и властны. Они сами все могут сделать, всегда готовы опекать и помогать. В результа­те «Годзиллам» попадаются слабые мужчины, которые их ну никак не устраивают. Самой очень трудно вычислить и отследить свой сценарий. По­этому, чтобы быстрее изменить ситуацию к лучшему, обращай­тесь к психологу.

Автор: Дарья Сотникова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера