Программу можно заложить в машину, которая является чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы имеют врожденные свойства, которые отличают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты характера. Канадские ученые исследовали более 100 пар однояйцевых близнецов и выявили у 85% огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Известный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, роды и первый опыт "земной" жизни закладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, доверие к миру, оптимизм или пессимизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугубо индивидуальным. Причем задача родителей — прежде всего понять ребенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональную установку на успех. Иначе программа может "не прижиться" или даже навредить ребенку.
ОШИБКИ В СЦЕНАРИИ
На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал известный психолог Эрик Берн. В своей книге "Люди, которые играют в игры" он показал, как формируется жизненный сценарий человека. По его наблюдениям, многие слепо копируют жизненную программу своих предков или же "встраиваются" в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родителей не мешает психологическая консультация, ведь, находясь в болоте собственного сценария, они не позволят воспитать своего ребенка успешным и дать ему стать творцом своей жизни.
Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ребенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмировало. Если речь идет об отказе от такого зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: "Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обязательно это сделать" или: "Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты обязательно будешь ими заниматься", то это может привести к печальным последствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, КАК надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: "...в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единственное, что у меня есть, — это жизненный опыт. И вот его-то я и хочу передать тебе..." Поэтому попытки воспитывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем любые жизненные сценарии.
Третья проблема родительского программирования — это бездумное следование авторитетам. Школа требует — подчиняйся. Бабушка опасается — выполняй. Как показывают исследования, 70-80% успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько прозябают на средненьких должностях и жалуются на депрессию. Как в миниатюре Петросяна: "У троечника — квартира и машина, у отличника — лысина, очки и золотая медаль за окончание школы". И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самостоятельности и сметливости — во взрослой жизни ему приходится нелегко.
Как видите, основные ошибки родительского программирования сводятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются только истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Давайте же если уж программировать детей, то правильно.
ПОЙМИТЕ, ЧТО ЕМУ НРАВИТСЯ
Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специалиста, ведь сами родители в душе уже видят сына или дочку спортсменом, адвокатом, художником... Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошколенок, рано говорить о том, как воспитать в своем ребенке успешность. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?
- В каких занятиях ребенок неутомим? Обычно даже дошкольники проявляют свои склонности довольно четко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организовывать игры; строить конструкции; лицедействовать... Будьте внимательны: записывать в художники всех любителей рисования — преждевременно. Посмотрите, что именно изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.
- Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. Подыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).
Психолог поможет правильно интерпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специальных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лентяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специалистом в "чужой" области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?
Развивать способности ребенка — не значит отстранить его от других видов деятельности. Например, способному к шахматам мальчику все же нужно ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материально: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. "Побочным эффектом" от такого целевого развития будет ваше взаимопонимание.
ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК
Психологи много работают с родителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: «Что ж ты ничего не соображаешь?» или «Ничего у тебя не получится!» Опросы показывают, что 90% людей испытывают неуверенность в своих силах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у большинства неудачников есть своя "ключевая фраза", которую в подсознание заложили родители, и она давит на людей, когда им нужно принять решение.
Научитесь "ловить себя" до того, как с языка сорвалась негативная установка, и... говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью "я – сообщения": "Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала секцию и так ничему не научилась". Такая форма "я думаю, я боюсь" воспринимается как информация о вас, а не программа для ребенка — это важно. Ограничьте указания с частицей "не". Приучите себя вместо "не шали" говорить "веди себя спокойно". Специалисты по НЛП утверждают, что в 95% случаев дети не слышат "не" и не воспринимают программу. К тому же указание "что делать" всегда понятнее, чем "чего не делать".
ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
НЛП и другие направления гуманитарного знания утверждают, что у людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные детки набираются знания только из личного сенсорного опыта. Понаблюдайте за ребенком: возможно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример — такой анекдот: "Мама: "Сынок, давай, я в тебя верю!" Сын: "Мама, верят в то, чего не существует. А я — существую". Мама оперировала эмоциями, а ребенок — логикой. Ей следовало бы сказать: "Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь".
Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его "язык". Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объясните причины и следствия его поведения и ответьте на бесконечные "почему?" и "а если?". Деятельному ребенку дайте "пощупать" результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение "языковой проблемы" — путь к успеху.
ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР
Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диаметрально противоположные интересы и разные "языки", это вовсе не значит, что вы не сможете воспитать своего ребенка успешным. Известный психоаналитик Франсуаз Дольто в своей книге "На стороне ребенка" писала: "Самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, — это показать, что они очень счастливы". Так что личный успех родителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возможен. Пожалуйста, будьте счастливы!
КАК ПОСТУПАЛИ В ДРЕВНОСТИ
Одним из древнейших языков программирования были обряды. У всех народов существовали специальные ритуалы, посвященные рождению ребенка и вступлению его в половую зрелость. Народы, которым приходилось жить в тяжелых условиях, всегда разлучали мать и новорожденного ребенка, при этом матерей заставляли сцеживать молозиво. Так детей программировали на недоверие к миру и повышенную агрессивность. Подобные обычаи зафиксированы у каннибальских племен, горных индейцев и варваров. У некоторых европейских и восточных народов существовала традиция: выложить перед малышом предметы, символизирующие разные виды деятельности, и дать ему "выбрать". Понятно, что выбор крохи был достаточно случаен, однако после этого ритуала родители начинали думать о том, как воспитать в своем ребенке успешный подход к жизни. Его начинали с малых лет программировать на "выбранную" стезю. Человек принимал это безоговорочно — обряд был частью культуры. Обряды инициации проходили в различных племенах по-разному. Например, многие индейцы одурманивали юношей наркотиком. Галлюцинации, которые они видели и пересказывали шаману, давали представление об их внутреннем мире. Шаман выбирал юноше имя исходя из таких рассказов — это яркий пример попытки найти каждому человеку подходящее место в социуме. Некоторые африканские племена добивались бессознательного состояния у юношей и девушек, причиняя им физические страдания. В этом состоянии им давали установки полагаться на волю духов (читайте — шамана). Так людей программировали на покорность.