Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

12.02.2011

Как воспитать своего ребенка успешным

Нам, родителям, всегда хочется, чтобы дети были удачливее нас. Но как это сделать? Не кажется ли вам, что поста­новка вопроса сама по себе слишком технична? Про­граммирование — это обу­чение устройства дейст­вовать по шаблону и добиваться пред­сказуемого результата. Но человек – не машина, и тут требуется особый подход. О том, как воспитать своего ребенка успешным, и пойдет речь.
0 75655

Программу можно заложить в машину, которая яв­ляется чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы име­ют врожденные свойства, которые от­личают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты ха­рактера. Канадские ученые исследова­ли более 100 пар однояйцевых близне­цов и выявили у 85% огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Изве­стный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, ро­ды и первый опыт "земной" жизни за­кладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, до­верие к миру, оптимизм или песси­мизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугу­бо индивидуальным. Причем задача родителей — прежде всего понять ре­бенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональ­ную установку на успех. Иначе про­грамма может "не прижиться" или даже навредить ребенку.

ОШИБКИ В СЦЕНАРИИ

На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал из­вестный психолог Эрик Берн. В своей книге "Люди, которые играют в игры" он показал, как формируется жизнен­ный сценарий человека. По его наблю­дениям, многие слепо копируют жиз­ненную программу своих предков или же "встраиваются" в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родите­лей не мешает психологическая кон­сультация, ведь, находясь в болоте соб­ственного сценария, они не позволят воспитать своего ребенка успешным и дать ему стать творцом своей жизни.

Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ре­бенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмиро­вало. Если речь идет об отказе от тако­го зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: "Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обяза­тельно это сделать" или: "Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты обя­зательно будешь ими заниматься", то это может привести к печальным по­следствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, КАК надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: "...в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единст­венное, что у меня есть, — это жизнен­ный опыт. И вот его-то я и хочу пе­редать тебе..." Поэтому попытки вос­питывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем любые жиз­ненные сценарии.

Третья проблема родительского про­граммирования — это бездумное сле­дование авторитетам. Школа требует — подчиняйся. Бабушка опасается — вы­полняй. Как показывают исследова­ния, 70-80% успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько про­зябают на средненьких должностях и жалуются на депрессию. Как в миниа­тюре Петросяна: "У троечника — квар­тира и машина, у отличника — лысина, очки и золотая медаль за окончание школы". И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самосто­ятельности и сметливости — во взрос­лой жизни ему приходится нелегко.

Как видите, основные ошибки ро­дительского программирования сво­дятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются толь­ко истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Да­вайте же если уж программировать де­тей, то правильно.

ПОЙМИТЕ, ЧТО ЕМУ НРАВИТСЯ

Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специали­ста, ведь сами родители в душе уже ви­дят сына или дочку спортсменом, ад­вокатом, художником... Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошколенок, рано говорить о том, как воспитать в своем ребенке успешность. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

- В каких занятиях ребенок неуто­мим? Обычно даже дошкольники про­являют свои склонности довольно чет­ко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организо­вывать игры; строить конструкции; ли­цедействовать... Будьте внимательны: записывать в художники всех любите­лей рисования — преждевременно. Посмотрите, что именно изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

- Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. По­дыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

Психолог поможет правильно ин­терпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специ­альных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лен­тяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специали­стом в "чужой" области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

Развивать способности ребенка — не значит отстранить его от других ви­дов деятельности. Например, способ­ному к шахматам мальчику все же нуж­но ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материаль­но: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. "Побоч­ным эффектом" от такого целевого раз­вития будет ваше взаимопонимание.

ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК

Психологи много работают с ро­дителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: «Что ж ты ничего не соображаешь?» или «Ничего у тебя не получится!» Опросы показывают, что 90% людей испытывают неуверенность в своих си­лах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у боль­шинства неудачников есть своя "клю­чевая фраза", которую в подсознание заложили родители, и она давит на лю­дей, когда им нужно принять решение.

Научитесь "ловить себя" до того, как с языка сорвалась негативная установ­ка, и... говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью "я – сообщения": "Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала сек­цию и так ничему не научилась". Такая форма "я думаю, я боюсь" воспринима­ется как информация о вас, а не про­грамма для ребенка — это важно. Ограничьте указания с частицей "не". Приучите себя вместо "не шали" гово­рить "веди себя спокойно". Специалис­ты по НЛП утверждают, что в 95% слу­чаев дети не слышат "не" и не воспринимают программу. К тому же указание "что делать" всегда понятнее, чем "чего не делать".

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

НЛП и другие направления гу­манитарного знания утверждают, что у людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные детки набираются зна­ния только из личного сенсорного опы­та. Понаблюдайте за ребенком: воз­можно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример — такой анекдот: "Мама: "Сынок, давай, я в тебя верю!" Сын: "Мама, верят в то, чего не существует. А я — существую". Мама оперировала эмоциями, а ребенок — логикой. Ей следовало бы сказать: "Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь".

Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его "язык". Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объяс­ните причины и следствия его поведе­ния и ответьте на бесконечные "поче­му?" и "а если?". Деятельному ребенку дайте "пощупать" результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение "язы­ковой проблемы" — путь к успеху.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР

Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диамет­рально противоположные интересы и разные "языки", это вовсе не значит, что вы не сможете воспитать своего ребенка успешным. Известный психоаналитик Фран­суаз Дольто в своей книге "На стороне ребенка" писала: "Самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, — это показать, что они очень счастливы". Так что личный успех ро­дителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возмо­жен. Пожалуйста, будьте счастливы!

КАК ПОСТУПАЛИ В ДРЕВНОСТИ

Одним из древнейших языков программирова­ния были обряды. У всех народов существова­ли специальные ритуалы, посвященные рож­дению ребенка и вступлению его в половую зрелость. Народы, которым приходилось жить в тяжелых условиях, всегда разлучали мать и новорожденного ребенка, при этом матерей заставляли сцеживать молозиво. Так детей программировали на недоверие к миру и по­вышенную агрессивность. Подобные обычаи зафиксированы у каннибальских племен, гор­ных индейцев и варваров. У некоторых европейских и восточных наро­дов существовала традиция: выложить перед малышом предметы, символизирующие раз­ные виды деятельности, и дать ему "выбрать". Понятно, что выбор крохи был достаточно слу­чаен, однако после этого ритуала родители начинали думать о том, как воспитать в своем ребенке успешный подход к жизни. Его начинали с малых лет программировать на "выбран­ную" стезю. Человек принимал это безогово­рочно — обряд был частью культуры. Обряды инициации проходили в различных племенах по-разному. Например, многие ин­дейцы одурманивали юношей наркотиком. Галлюцинации, которые они видели и переска­зывали шаману, давали представление об их внутреннем мире. Шаман выбирал юноше имя исходя из таких рассказов — это яркий при­мер попытки найти каждому человеку подходя­щее место в социуме. Некоторые африканские племена добивались бессознательного состояния у юношей и деву­шек, причиняя им физические страдания. В этом состоянии им давали установки полагать­ся на волю духов (читайте — шамана). Так лю­дей программировали на покорность.

Автор: Мария Шутова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера